В АПКиППРО прошли курсы для методистов по географии
С 21 марта по 2 апреля 2016 года объединенная издательская группа «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования провела курсы «Новые подходы к преподаванию географии в условиях обновления содержания и технологий обучения учебного предмета с учетом требований ФГОС».В работе курсов приняли участие авторы учебников географии, входящих в ФП, и представители научно-методических школ ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
Образовательной целью проведения курсов было совершенствование компетенций педагогов в условиях обновления содержания и технологий преподавания географии с учётом требований ФГОС, при разработке вопросов и заданий для повышения эффективности изучения предмета, выборе эффективных методик и современных образовательных технологий, отвечающих требованиям ФГОС, в соответствии с профессиональными стандартами педагога.
С приветственным словом на открытии курсов выступили заведующая кафедрой методики преподавания истории, права и социально-политических дисциплин АПКиППРО Татьяна Владимировна Болотина и специалисты объединённой издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ»: директор методического центра основного и среднего общего образования Елена Викторовна Сайфетдинова, директор центра географии и картографии, к. п. н. Лора Александровна Царёва и главный методист по географии Надежда Петровна Емелина. Докладчики горячо поприветствовали участников семинара и задали позитивный настрой на дальнейшую работу.
Далее слушатели включились в работу. Им было предложено много важных и актуальных тем. Самую насущную тему представил заведующий кафедрой экономической и социальной географии, профессор МПГУ, д. п. н. Александр Александрович Лобжанидзе «О подходах к разработке новой концепции географического образования». Выступление вызвало много вопросов: какие изменения и дополнения надо внести в программу преподавания географии, каким должно быть содержание учебника для старшей школы и многие другие.
О новых подходах в преподавании страноведения рассказали профессор, автор УМК «География. 7 класс», к. п. н. Ираида Владимировна Душина и доцент кафедры естественно-научных дисциплин Академии социального управления (АСОУ), заместитель директора Лицея Международного университета в Москве, автор учебников и учебно-методических пособий для учащихся и учителей, к. г. н. Александр Павлович Кузнецов.
Привлекли внимание методистов лекции заведующей кафедрой методики преподавания географии, профессора МПГУ, автора УМК «География России. 8–9 классы», д. п. н. Елены А.лександровны Таможней, доцента кафедры методики преподавания географии МПГУ, автора УМК «География. 5–6 классы», к. п. н. Александра Анатольевича Летягина и доцента кафедры методики преподавания географии МПГУ, автора УМК «География России. 8 класс», к. п. н. Владимира Борисовича Пятунина. На занятиях слушатели получили знания о новых видах педагогических технологий. Профессор Московского городского психолого-педагогического университета, автор УМК «География. 10–11 классы. Базовый и углубленный уровни», д. п. н. Ольга Александровна Бахчиева обратила внимание собравшихся на важность познавательного опыта, без которого невозможно ни одно целенаправленное действие.
Об оценке образовательных достижений обучающихся по географии в рамках ГИА, о проблемах и перспективах в этом направлении рассказал и показал примеры заданий КИМ старший научный сотрудник лаборатории дидактики географии ИСМО РАО, член федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Вадим Владимирович Барабанов (см. интервью «Дети не понимают, что карта – это важнейший источник информации»).
Занятия, в ходе которых были обозначены особенности УМК «классической линии» издательства «ДРОФА» и особенности его методического аппарата, провела автор учебников этой линии, профессор кафедры географического образования, инновационных и космических технологий МИОО, д. п. н. Ирина Ивановна Баринова. Об особенностях заданий по географии в этом УМК рассказал доцент кафедры географического образования, инновационных и космических технологий МИОО, к. п. н. Максим Сергеевич Соловьёв.
Эльвира Васильевна Ким, старший преподаватель кафедры географического образования, инновационных и космических технологий МИОО, автор УМК «География. 10–11 классы», член авторского коллектива УМК «География» под редакцией О. А. Климановой, обратила внимание слушателей на ключевые изменения в сфере образования с учётом развития цифровых технологий и показала разнообразие форм работы с учебником.
Познавательной для участников семинара стала лекция «Формирование УУД средствами школьной географии (реализация требований ФГОС ООО и СОО)» доцента кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПКиППРО Ольги Вадимовны Крыловой.
Как лучше преподнести материал для школьников? Как сделать его понятным и интересным для учащихся? Ответы на эти вопросы для участников семинара раскрыли заведующая кафедрой региональной экономики и географии РУДН, автор УМК «География. 10–11 классы. Профильный уровень», к. г. н. Вероника Николаевна Холина и доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ, автор методических пособий УМК «География. 5–9 классы», к. п. н. Елена Александровна Беловолова. Практические работы, которые выполнили слушатели в компьютерном классе под руководством Вероники Николаевны и Елены Александровны, были полезны и значимы для диагностирования образовательных результатов на разных уровнях обучения.
При подведении итогов работы курсов методисты, приехавшие из 50 регионов нашей страны, отметили высокий уровень организации, качественный образовательный потенциал и своевременность проведения данного мероприятия. Слушатели остались довольны работой курсов, получили много новых знаний и заряд энергии для дальнейшей работы.