Искусство требует: талантливые художницы, которых знают не все
В живых полотнах этих художниц есть все: отражение непростой и трагичной жизни, страсть, любовь, молчание и нежность. Вглядитесь в их судьбы: каждой из них было что сказать всем нам. Посмотрите на их картины: они говорят сами за себя и проникнуться их глубиной может каждый из нас.Зинаида Серебяркова (1884–1967)
Имя Зинаиды Серебряковой (в девичестве Лансере) наверняка самое известное в нашей сегодняшней плеяде. Ее мать и отец были людьми искусства: Екатерина Лансере принадлежала роду франко-итальянских художников, сама была художником-графиком, а Евгений Лансере — известным и талантливым скульптором-анималистом. Старшие братья, друзья семьи — все интересовались рисованием и живописью.
Художница писала друзей и родственников, собственные автопортреты. И все они отличаются какой-то необыкновенной плотностью, живостью и яркостью. И вот что любопытно: когда Зинаида поняла, что с Советской властью ей не по пути, и в 1924 году она уехала во Францию, где судьба ее тоже складывалась непросто. Зинаиде пришлось оставить в России четверых детей и пожилую мать. Уехав на временный заработок, она не ожидала, что останется на чужбине на целых 43 года. Зачастую у художницы не хватало денег даже на то, чтобы купить краски, и ей приходилось делать их самой. В Париже оказалось чересчур много конкурентов, и, к тому же, наступало время авангардистов...
Спустя много лет, в 1965 году, сразу в трех советских городах открылись выставки художницы. Когда Москва, Ленинград и Киев были готовы увидеть картины Серебряковой, ей самой было уже больше 80 лет. Поверить в успех было сложно: огромные очереди перед входом в галереи, воодушевляющие рецензии в СМИ, Серебрякова наконец-то стала модной. Многие молодые девушки ей подражали, причем не только в мастерстве живописи — даже в стиле одежды.
Полотна Зинаиды Серебряковой можно посмотреть в электронной картинной галерее GALLERIX.
Марианна Норт (1830–1890)
Англичанка Марианна Норт не училась в художественной школе, не получила специальное образование, но была талантлива от природы и воплощала этот дар в ботанической живописи. С детства художница любила гулять в ботанических Королевских садах Кью, где и пристрастилась к изучению жизни растений — в основном, тропической флоры.
Марианне было около 40 лет, когда ее отец умер, оставив после себя колоссальное достояние — женщине не нужно было отягощать себя узами брака, к которым она всегда питала глубокую неприязнь. Жена — это кто-то вроде прислуги, считала Марианна.С 1871 по 1885 годы художница свободно путешествовала по миру, со страстью и увлечением создавая необыкновенные ботанические картины. Марианна Норт была своего рода первооткрывательницей — до нее никто не делал ботанические рисунки в таком стиле: маслом и с подробной прорисовкой фона. Обычно наброски с растениями создавались акварелью или карандашом, а вокруг бумагу оставляли белой. Многим ученым-ботаникам картины Норт помогали так же, как сейчас помогли бы фотографии. Подробно прорисованное растение художница изображала в естественной среде — это были потрясающие иллюстрации. Сейчас картины Марианны Норт хранятся в галерее, которая была построена в ботанических садах Кью на деньги художницы и специально для ее работ.
С картинами Марианны Норт познакомитесь в онлайн-галерее GALLERIX.
Елена Поленова (1850–1898)
Русская художница, сестра знаменитого живописца Василия Поленова, Елена, с детства любила русские народные сказки. Поэтому неизменно для своих картин она выбирала сказочные сюжеты. Уникальный стиль ее полотен, хоть они не так хорошо известны, как работы Василия, можно всегда безошибочно узнать: красочные, яркие иллюстрации сказок, они словно созданы для мультфильмов и вот-вот оживут! «Избушка на курьих ножках», «Война грибов», «Белая уточка», «Морозко» — далеко не весь список сказок, по которым создавала иллюстрации художница.
Вместе с братом Елена посещала занятия известного художника и педагога Павла Чистякова, а еще ее учителем был знаменитый Иван Крамской — он давал уроки в Петербургской школе Общества поощрения художеств.
Несколько полотен Елены Поленовой приобрел для своей галереи сам Третьяков. Сказочные композиции для картин часто снились художнице. Жила и творила она в Абрамцево. Отсюда родом и знаменитая картина «Зверь» — существо, которое крадет души в царстве светлых грез.
О художнице незаслуженно забыли: ее имя нечасто можно увидеть в энциклопедиях и книгах по живописи. А между тем, Елена Поленова оставила большой след в русской графике и декоративном искусстве. По ее эскизам изготавливали мебель, а еще она создавала прекрасные полотна, чьи сюжеты не были связаны со сказками («Иконописная XVI столетия», «На дворе зимой», «На опушке», «Пейзаж с воронами», «Старый сад», «Улица в Костроме»).
Ангелика Кауфман (1741–1807)
Швейцарский живописец и график XVIII века прославилась благодаря мастерству в жанре исторической живописи. В такой непростой профессии художнице удавалось сохранить в себе неизменную женственность и плавность. В 1780-е Ангелика обрела известность после написания портретов знаменитых и знатных людей.
Художница писала сюжеты из классической мифологии, которые позже переводились в гравюры и широко тиражировались в художественной промышленности. Такой известности, надо сказать позавидовали бы и некоторые художники-мужчины.
Кауфман стала одной из основательниц британской Королевской академии художеств и вошла в число ее почетных членов. К слову, из женщин на целых полтора столетия этого звания удостоилась только Ангелика и ее коллега — художница Мэри Мозер.
Любопытно, что Кауфман была не только художницей, но и дизайнером, хоть такого понятия в те времена еще не существовало. В партнерстве с другими художниками женщина занималась оформлением домов состоятельных особ.
Полотна Ангелики Кауфман можно увидеть в интернет-галерее GALLERIX.
Мария Башкирцева (1858–1884)
Еще одна русская художница с трагической судьбой — Мария Башкирцева. Она, как и многие другие, тоже жила в эмиграции, в Париже. Родители девочки разошлись. И тогда мать, которая была наполовину француженкой, решила, что уедет вместе с девочкой в Европу.
Знаменитым эмигрантским дневником Марии Башкирцевой интересовались Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Велимир Хлебников. Мария умерла в 25 лет от туберкулеза, который усугубился из-за простуды. Ее полотна стали первыми картинами, созданными руками русского художника, которые были выставлены в Лувре. Одно из них — работа «Жан и Жак», ставшая самой известной.
«Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление сочетания твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум».
Талантливый человек талантлив во всем: Мария не только превосходно рисовала, но отменно пела, а еще имела задатки полиглота: могла совершенно свободно говорить на нескольких языках.
Берта Моризо (1841–1895)
Моризо была единственной женщиной, которая приняла участие в первой выставке импрессионистов. Да, в этом направлении оказались задействованы не только мужчины! Картины Берты Моризо ежегодно выставлялись в Академии изящных искусств.
«Живопись нужна для того, чтобы зафиксировать что-то проходящее».
С детства Моризо, как и ее сестра, испытывали страсть к живописи. Берте удалось подружиться с величайшими мастерами: Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, а замуж она вышла за брата Эдуарда Мане — Эжена. На его картинах Моризо часто выступала натурщицей.
Счастливая судьба Берты Моризо — скорее редкость, чем частое явление среди женщин-художниц. Карьера, счастливый брак и материнство — эта женщина успела реализоваться во всех сферах, проявив себя ярко и достойно.
Картины Берты Моризо смотрите в онлайн-галерее GALLERIX.
Елена Киселева (1878–1974)
Елена Киселева прожила долгую, но весьма непростую жизнь. Была выпускницей Императорской академии художеств, посещала мастерскую Ильи Репина. Она стала первой женщиной, которая была удостоена получить заграничное пенсионерство. В 1910 Елену Киселеву приняли в Общество художников-архитекторов.
«Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщин».
Художница уехала вместе с мужем жить в Королевство сербов, хорватов и словенцев (раньше так называлась Югославия).
«Жизнь давно забрала меня всю целиком, и художницей я была как-то сбоку, в стороне. А главное, была очень сложная, трудная жизнь. А тут революция, война, беженство. В это трудное время у меня создалась новая семья, родился сын, — где уж тут было думать о художестве».
После трагических событий 1944 года, когда умер сын Елены, она окончательно забросила живопись. В 1970 художница похоронила мужа, а позже жила в одиночестве и даже дала обет молчания. До глубокой старости она занималась собственным садом и ухаживала за цветами.