ВПР по русскому языку в 5 классе: работа с текстом и типичные ошибки
ВПР по русскому языку в пятых классах проверяет, помимо прочего, знание синтаксиса и пунктуации, а также умение работать с текстом. Автор методических пособий Татьяна Захарова в рамках серии вебинаров корпорации «Российский учебник» представила типичные ошибки пятиклассников в заданиях 3-12 Всероссийской проверочной работы по русскому языку. Многие из этих ошибок свойственны и ученикам постарше.1. Неправильное определение частей речи и неправильное установление смысловой связи в предложении
Синтаксический аспект должен стать основным при формировании необходимых навыков для анализа предложения. Кроме того, важно разрушить стереотип, оставшийся с младшей школы, о том, что в предложении непременно должны быть глагол-сказуемое и существительное-подлежащее.
Пример упражнения
Найдите предложения, отвечающие заданным условиям. Ответ объясните.
-
В предложении 1 глагол, а деятеля при нем нет.
-
В предложении 1 глагол и 1 деятель при нем.
-
В предложении 2 глагола и 1 деятель при них.
-
В предложении несколько глаголов (2 и более) и при каждом глаголе свой деятель.
(1)Засыпает деревня. (2)Гаснут огни в домах. (3)Белая луна висит над крышами. (4)Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. (5)Мошки бьются в стекло. (6)Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться. (7)Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. (8)Ночью кукушка не кукует, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. (9)Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. (10)Как много белого у этой ночи! (11)Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина... (12)Но вот звуки замолкают. (13)Наступает тишина, какая бывает только перед рассветом.
2. Формальный подход к работе с однородными членами предложения
В предложении с несколькими рядами однородных членов учащиеся могут принять, например, одиночные союзы за повторяющиеся. Многие ученики не владеют синтаксическими терминами: запятые они объясняют не однородными членами предложения, а перечислением.
Пример упражнения (из ВПР 2018)
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
(1) Туман щедро умывает цветы и все осыпает капельками росы. (2) Паучок зазевался и не успел сразу укрыться от дождя. (3) Грачи важно ходили по лугу и искали жучков и червячков. (4) Листочки под тяжестью дождя провисают и тогда капли с листочков стекают на землю.
3. Незнание видов прямой речи
«Прямая речь» и «Обращение» — это новые для учеников темы, которые усваиваются с трудом. Выполняя упражнения, дети путают знаки препинания, даже если при объяснении новая информация казалась им понятной. Для эффективного разбора материала подойдут картинки с ассоциациями, направленные на зрительную память.
Пример упражнения
Проанализируйте два предложения:
-
«Ты пойдешь в кино?»
-
«Коля, ты пойдешь в кино?»
4. Обозначение обращения как члена предложения
Ученики часто заблуждаются на тему обращений. Например, считают, что обращением может быть только имя — в то время как в его роли могут выступать слова «юноша», «девушка» и т.д. Или же пытаются определить обращение как член предложения.
Пример упражнения
Сравните предложения:
-
«Сначала Витя разминает пластилин в ладонях».
-
«Сначала Витя разомни пластилин в ладонях».
Если разницы не видно, замените имя местоимением:
-
«Сначала он разминает пластилин в ладонях».
-
«Сначала он разомни пластилин в ладонях».
5. Неправильная расстановка знаков препинания в прямой речи
Ученикам необходимо усвоить, что прямая речь всегда пишется с заглавной буквы, в кавычках, и всегда отделена от другой части предложения, как на данных схемах: «П», — а. «П!» — а. «П?» — а. А: «П». А: «П?» А: «П!» . В прямой речи не может быть приблизительный пересказ слов.
Пример упражнения (из ВПР 2018)
Выпишите предложение с прямой речью. Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
(1) Покажите нам созвездие Большой Медведицы капитан (2) Капитан показал где находится созвездие Большой Медведицы (3) По словам капитана созвездие Большой Медведицы напоминает ковш (4) Капитан ответил Большая Медведица похожа на перевернутый ковш.
6. Путаница со служебными частями речи
Если существительное, прилагательное и глагол пятиклассники знают неплохо, то со служебными частями речи дела обстоят хуже. Предлоги и союзы ученики часто либо вообще не отмечают как части речи, либо путают друг с другом.
Пример упражнения (из ВПР 2018)
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
От лесного пожара овраги и опушка березовой рощи почернели.
7. Незнание орфоэпических норм
Изучение орфоэпических норм всегда сопряжено со сложностями: непонятно как с этим работать. Универсального средства нет. Можно проводить орфоэпические разминки, использовать карточки, активно поощрять за хорошее знание орфоэпии. Главное – не ограничиваться одним орфоэпическим словарем, а добавлять игровые приемы.
Пример упражнения (из ВПР 2018)
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Банты, красивее, позвонит, каталог.
8. Неточное определение основной мысли текста
Школьники часто не могут верно обозначить основную мысль текста — так, как указанно в ключе к ВПР. К сожалению, смысл, заложенный в тексте работы, не всегда соответствует возрасту. Например, пятикласснику может быть трудно представить, что основная мысль приведенного ниже текста должна звучать следующим образом: «У ежа, как и у всего живого на нашей планете, есть свои секреты, и человеку предстоит разгадать их, чтобы познать мир природы». Поэтому при подготовке лучше использовать сложные тексты.
Пример упражнения (из ВПР 2018)
(1)Ежик — загадочный друг детства. (2)Все его знают, все его любят, все его находили. (3)Знаменит он своими острыми колючками и тем, что непременно убежит, как бы его ни берегли. (4)У каждого юного натуралиста, любителя природы, был когда-нибудь еж. (5)Кажется, все известно об этом хищном зверьке. (6)Любит он молоко, ловит мышей и лягушек, смело вступает в бой с гадюкой. (7)При тревоге ежик сворачивается в колючий шар, если трогать — грозно пыхтит и поддает иголками. (8)А если не трогать, то он скоро высунет из колючек свой мокрый нос, пошмыгает им и выставит глазки. (9)Нет никого — покатится колобком. (10)Ну а если домой взять да приласкать, еж скоро и сворачиваться перестанет. (11)И иголки его в одну сторону лягут — хоть гладь, как котенка.
Не многочисленные тренировки по заданиям, аналогичным ВПР, и не хитрые подходы, а хорошее знание русского языка — вот залог успешной сдачи ВПР. На вебинаре Татьяна Захарова привела выдержки из интересной статьи на тему грамотности (после прочтения обратите внимание на годы жизни автора):
«Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, — значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. ... Как это ни звучит парадоксально, однако нужно сказать, что одной из причин понижения грамотности, одной из серьезных причин, являются „новые методы“. Конечно, не новые методы сами по себе — их можно только приветствовать, так как отсутствие новых методов означало бы застой педагогической мысли, — а то „усердие не по разуму“, которое проявляют некоторые администраторы. Многие из них решительно помешались на разных новых методах и расценивают школы и отдельных педагогов не по достигаемым ими результатам, а по тому, насколько они применяют новые методы. ... Государству и обществу важны не школьные методы, а степень пригодности к жизни выпускаемых школою граждан. Первое же требование, предъявляемое жизнью, — это грамотность и умение читать книгу (и то и другое, конечно, и в узком, и в широком смысле). ... Вопрос о методах — сложный. Универсальных методов нет. В каждом новом методе есть нечто ценное, чем надо воспользоваться; но едва ли в истории можно найти случаи, когда новые методы целиком могли бы быть с пользой применены в жизни. Между тем наши педагоги часто в погоне за новыми методами забывают о своих обязанностях перед детьми и обществом и не научают своих питомцев тому, что, несомненно, должно остаться при всяких методах».
Языковед, академик Лев Щерба (1880–1944)
#ADVERTISING_INSERT#