Воспитание литературой. Как развить у школьника любовь к чтению?
Педагоги и родители часто задают один и тот же вопрос: «Как приучить детей к чтению, как заставить полюбить литературу?» Заставить и приучить нельзя. Можно только показать красоту и пользу печатного слова. Вместе с Галиной Крюковой в прямом эфире, организованном ВКонтакте, мы разговаривали о безграничном потенциале отечественной литературы, разбирали сложные ситуации, каверзные вопросы и вместе со зрителями пытались отгадать стихотворения русских поэтов.
А еще — разбирались, как объединить воспитательную работу с изучением программы, почему запоминающийся урок литературы всегда лучше помогает понять произведение, и как получить бесплатный доступ к сервису для школьников, которые еще не влюблены в литературу — «Учим Стихи».
Чтение как любовь. Какими категориями измеряются чувства к литературе?
Кто-то не может понять Маяковского, кто-то не понимает стихи Мандельштама. Как же заставить себя понять, что и даже нелюбимому писателю, поэту есть место не только в школьной программе, но и на книжной полке каждого читателя?
Стихотворение «Тучкины штучки» — хорошее произведение для тех ребят, которые, как им кажется, пока еще не понимают или не любят творчество Маяковского. Ведь многие ребята слушают ритмы рэпа, когда зачитывают стихи. Вообще, в произведениях современных музыкантов очень много образов и метафор Маяковского.
Традиционную многоступенчатость, ломаность, парцелляцию Маяковского в «Тучкиных штучках» можно нивелировать милыми образами облаков — это и хорошее подспорье для развития фантазии у детей, и еще одна возможность начать изучение творчества поэта. Ведь если у поэтического произведения нет выхода в жизнь, оно не задержится надолго в памяти.
Хорошо, когда любовь взаимная. Сейчас поясню. В детстве мне взрослые говорили, что не я читаю книги, а книги читают меня. Это был пример невзаимной любви, потому что я читала книги на количество. А потом поняла, что помню из прочитанного только несколько тех, которые мне хочется перечитать.Не делите литературу на любимую и нелюбимую. Прежде всего полюбите себя как читателя. Найдите что-то интересное в образах, метафорах, биографии автора.
Чтение как любовь — это, прежде всего, отношение к себе: полюбите себя, а через эту любовь уже полюбите книги. Литература — это всегда про меня, про читателя. Если литература про кого-то другого — это нелюбимое, и то, что я не понимаю. Если меня в этой книге нет — нет моего отношения, моего участия, моих эмоций, то и моя любовь к чтению не состоится.
Мы читаем, но не всегда книги
Как-то знакомые нашей семьи жаловались, что их дети — подростки — совсем не читают. Я показала им несколько статей с хорошими рекомендациями, и, как мне тогда казалось, это должно было помочь. Потом я поняла, что не задала им главный вопрос: а сами-то вы читаете? Или дети никогда не видели своих родителей с книгой?
Еще позже я подумала: ну ладно, подростки не читают, а может, и не надо? Может, оставить их в покое? Может быть, воспитание литературой переоценено? Ведь сильные стороны у разных детей разные, просто надо вовремя распознать их — разве не это должно лечь в основу педагогики?
Во-первых, хочу сразу опровергнуть тезис «дети не читают». Парадокс нашего времени в том, что дети читают больше чем когда бы то ни было. Но и они, и взрослые, читают в основном не книги.
Да и все зависит не только от родителей. Запоминающийся урок литературы точно приведет к тому, что дети заинтересуются книгами и начнут читать.
Авторитетные люди, блогеры, звезды иногда рассказывают о любимых книгах своей аудитории — тоже неплохой вариант для того чтобы заинтересовать юных читателей.Прививать чтение бесполезно, бороться с неграмотностью тоже бесполезно — это не должно быть насилием над личностью и подобием медицинского вмешательства.
А учителя могут провести незабываемый урок литературы — ошарашить ребят вопросом, тезисом, эпизодом. Начнем сразу с трудного: «Преступление и наказание». Какая настоящая фамилия у приятеля Раскольникова Андрея Разумихина? И чем одна отличается от другой?
Давайте обратимся к тексту:
«Я вот, изволите видеть, Вразумихин; не Разумихин, как меня все величают, а Вразумихин, студент, дворянский сын, а он мой приятель».Вот вам сразу очевидная разница: разуметь — это понимать, а вразумить — наставить на путь истинный. И вопрос: а смог ли Разумихин вразумить Раскольникова?
Или возьмем, например, Чехова, его рассказ «Крыжовник». Вопрос: любит ли крыжовник человек с молоточком? Помните, Чехов говорил в лирическом отступлении:
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».Человек с молоточком — это метафора, образ. Так любит ли он крыжовник? Очевидно, нет. Ведь это цель жизни одного из персонажей, потому что в крыжовнике — все его счастье.
А вот Лермонтов: спросите ребят, хотели бы они быть человеком-парусом? Кто-то скажет, что это красиво и романтично, и захочет вести такой образ жизни — свободный, открытый, с большими перспективами. А кому-то такая участь не понравится: ведь парус — это образ человека, который оторвался от родного дома, от семьи.
А это у нас по программеУ нечитающих родителей может быть читающий ребенок, если учитель сделает уроки литературы интересными.
Вся литература, которую проходят в школе по программе, часто вызывает протест у школьников. Дети иногда читают не то, что заложено в программе по литературе. В ущерб этой самой программе. Как быть?
Произведения Толкина, Кэрролла раньше действительно не были в программе по литературе. Но интерес детей во все времена был настолько велик, что уже сейчас мы видим, как дети сами постепенно изменили привычный школьный список литературы — в него добавили Дж. Р. Р. Толкина, Льюиса Кэрролла. И вот парадокс: появится ли теперь у детей протест к этим книгам, потому что они появились в программе?
Классику надо читать как книгу про себя.
В современных учебниках литературы сейчас очень много интересных заданий. Можно, например, придумать альтернативную концовку. Или вот еще задания для примера из учебника Виктора Федоровича Чертова:
Вспомните слова Тургеневской Аси, сказанные ею на уроке закона божия: «Лесть и трусость — самые дурные пороки». Согласитесь ли вы с героиней Тургеневской повести или хотите изменить или дополнить список таких пороков?
А еще всегда интересно внимательно читать предисловия к произведениям. Например, Гоголь в предисловии к «Мертвым душам» нижайше просит читателя поправить его, если он написал что-то не так.
Кстати, Гоголь писал не только художественную литературу, но и записки по географии. Он считал, что о темпераменте и поведении людей можно судить по их месту жительства. И чтобы судить героев, нужно понимать, где они живут.
И сразу совет для тех, кому «Мертвые души» кажутся очень скучным произведением: составьте карту путешествий Чичикова. Ведь он ехал сначала к одному помещику, а потом попал к другому. А потом сел играть в шашки с Ноздревым и это чуть не закончилось смертоубийством!
А как быть, если ну вот совсем неинтересно и даже тяжело? Мне, например, всегда были непонятны пьесы. Островский, Чехов... Я не могла запомнить героев, которых представляли в самом начале. И вообще, это такой специфический для меня жанр, было сложно уловить развитие сюжета по репликам персонажей и смене декораций. Стоит ли вообще читать пьесы? Может, пусть лучше учитель сразу сводит класс на спектакль?
Если театральный режиссер бережно относится к тексту — а об этом можно прочитать в зрительских рецензиях — то поход на спектакль может стать хорошей альтернативой полноценного прочтения пьесы.
Вот возьмем пьесу Чехова «Вишневый сад». Когда я преподавала в классе, где ребята выбрали себе экономическое и юридическое направление, мы с ними продавали вишневый сад. Мы узнали, сколько стоила земля в те годы, как ее можно было реализовать, подсчитывали убытки Раневской.
Или, например, «Война и мир». Мы расследовали, почему николай Ростов наследует долги отца. Это вопрос дворянской чести. Ведь только его брак с княжной Марьей поправил положение. Но при этом ему было неловко — как будто он женится только ради того, чтобы отдать долги.
Еще помогают цитаты других поэтов, потому что они всегда писали друг о друге. Например, строки Игоря Шкляревского, нашего современника, переводчика «Слова о полку Игореве»:Учителю надо перечитывать произведение глазами тех ребят, которые учатся в его классе. Это всегда должно быть кросспредметное взаимодействие: литература + право, экономика, искусство, география, физика, обществознание.
Земные взоры Пушкина и Блока
устремлены с надеждой в небеса.
А Лермонтова черные глаза
с небес на землю смотрят одиноко
Что дало право Шкляревскому говорить, что Блок и Пушкин с земли смотрят на небо, а Лермонтов — с небес на землю? Порассуждайте вместе с ребятами.
Что не так с поэзией?
А как пробудить интерес к поэзии? Какие приемы есть в распоряжении современного учителя?
Тексты читать сложно, а стихи — архисложно. Но если стихи звучат, если они перед глазами, и если есть при этом возможность заглянуть в словарик с непонятными словами, то процесс прочтения и заучивания становится проще.
Так можно развивать читательскую грамотность. И тут есть целый простор для фантазии — даже если вернуться к тому, с чего мы начали — к Маяковскому и его «Тучкиным штучкам». Зайдите на сервис и найдите все произведения с тучами и облаками. Даже если их нет в названии, то они могут быть внутри самого стихотворения.
Задайте вопрос: чем туча Пушкина отличается от облаков Блока, от Лермонтовских туч, от туч Полонского и Тютчева? Почему вообще к этому образу поэты так часто обращаются? Ведь тучи бывают грозовые, мрачные, а бывают просто серые облака. Тучи — это ведь образ людей, это не просто природное явление.
В сервисе «Учим стихи» есть еще и музыка. Ну и профессиональное прочтение, деление на смысловые блоки, подсказки, толкование непонятных слов — все это хорошо помогает воспринять стихотворение, пропустить его через себя и стать тем самым осознанным читателем, увидеть, как я уже говорила, себя в стихотворении и стихотворение в себе.
Когда стихотворение звучит, выучить его легче.
А с профессиональным прочтением актеров у ребенка почти нет шансов понять его превратно и расставить смысловые ударения не к месту.
«Учим стихи» — сервис для учеников, которые заучивают стихотворения наизусть, и для учителей, которые хотят провести урок интересно. Иллюстрации к стихотворениям помогают запомнить поэтические образы, которые станут опорой для понимания смысла и заучивания. Словарик для каждого стихотворения содержит объяснения непонятных слов.
Можно даже дать ребятам такое задание с использованием сервиса: по ключевым словам, которые даны в словарике к каждому конкретному стихотворению, определить, из какого произведения они взяты, кто его автор. Еще один вариант: сделать такой разбор по иллюстрациям.
Скачайте уже готовую презентацию — а ответы найдете на «Учим стихи»! Сервисом, кстати, можно воспользоваться бесплатно. Как это сделать? В каталоге Цифрового образовательного контента, разработанного Минцифры совместно с «Университетом Иннополис», вы можете перейти на медиаконтент «Просвещения», в том числе на сервис «Учим стихи».
Как зарегистрироваться на ЦОК? Мы приготовили понятную инструкцию! Выберите нужную роль и откройте инфографику.