Внеурочное мероприятие для 5 класса "Протяни руку помощи"
Класс: 5.
Форма: выездная экспедиция
Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, экран, презентация, фильм, школьный автобус.
Предварительная подготовка: на доске плакаты с пословицами В.И. Даля о добре (Добрым путём Бог правит. Доброе дело и в воде не тает. Доброе дело крепко. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет. Добро худо переможет.)
Цель: способствовать развитию чувства сопереживания, желания помочь нуждающимся.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «благотворительность»;
- рассказать о людях, занимающихся благотворительностью;
- рассказать о благотворительных фондах, действующих в нашей стране;
- рассказать детям о тех, кто нуждается в помощи;
- предложить учащимся самим оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Ход мероприятия
Начало в классе
1. Организационный момент. Создание благоприятного фона.
На экране ролик с песней «Что такое доброта?», Барбарики (3 куплета)
2. Определение темы.
– Ну что, ребята, зарядились хорошим настроением, отдохнули? Вы прослушали замечательную песенку. А теперь посмотрите на доску. Вы видите несколько пословиц из многих, собранных на протяжении нескольких десятилетий 19 века диалектологом и писателем В.И. Далем. Как вы думаете, что общего у этой песенки и пословиц?
(Ответы детей)
– Конечно, вы правильно заметили. Это слово «добро». А как вы понимаете это слово?
(Ответы детей)
– Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. В нём даётся такое определение слова «добро»: всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарная статья на экране)
– Запомним: положительное, хорошее, ПОЛЕЗНОЕ! Попробуем подобрать синонимы к слову «добро»: помощь, подарок, щедрость, БЛАГО, делать (ТВОРИТЬ) доброе (полезное) дело. Какое существительное получится от сочетания слов ТВОРИТЬ БЛАГО? Правильно, БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ! Именно об этом сегодня мы с вами поговорим.
3. Основное содержание.
Что же такое «благотворительность»? В том же словаре С.И. Ожегова даётся такое определение: оказание частным частными лицами материальной помощи бедным.
(Словарная статья на экране)
Ребята, вы полностью согласны с таким определением? Разве только бедным нужно оказывать помощь? И только материальную?
(Ответы детей)
Есть и другое определение благотворительности.
Благотворительность – оказание бескорыстной (безвозмездной) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи. (Определение на экране)
А теперь я хочу немного познакомить вас с историей благотворительности в России.
Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 года официально обязал духовенство заниматься общественным призрением, выделив деньги на содержание монастырей, церквей и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались центром социальной помощи старым, убогим и больным.
Во времена правления царя Ивана IV (Грозного) были изданы законы об оказании помощи различным группам нуждающихся, созданы богадельни. Деньги на это выделялись из государственной казны. Так же жертвовали частные лица.
Царь Михаил Федорович Романов поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов.
Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. В царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники. На улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни.
В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам.
Во времена Петра I неспособных к труду помещали в госпитали, богадельни, раздавали престарелым и увечным "кормовые" деньги, устраивали госпитали для незаконнорожденных. Императрица Мария Федоровна организовала Воспитательное общества благородных девиц, вошедшее в историю под названием "Учреждения императрицы Марии Федоровны". Основными направлениями деятельности "Учреждений" и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым.
В России были многочисленные династии торговцев и промышленников, жертвовавших средства на милосердие и благотворительность. На всю страну были известны имена благотворителей из династии предпринимателей Строговых, торговой династии Босовых и династии предпринимателей-заводчиков Демидовых.
Царствование императоров Александра II, Александра III и Николая II – это "золотые годы" благотворительности и милосердия. В это время начинает складываться целая система попечительства. Среди представителей царствующего Дома Романовых были настоящие подвижники благотворительности и милосердия: императрицы Мария Александровна, Александра Федоровна, Мария Федоровна (мать Николая II), великие княгини Елизавета Федоровна (ныне святая преподобномученица Елисавета), Александра Петровна (ныне святая инокиня Анастасия Киевская), близкий родственник императорской фамилии принц Петр Ольденбургский – попечитель Киевского дома призрения бедных, покровитель Глазной лечебницы. Многие члены Дома Романовых на свои средства строили благотворительные учреждения, приюты и богадельни, активными делами покровительствовали заведениям милосердия.
Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года.
Тем не менее существовало Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, среди функций которого была подготовка медицинских сестер для оказания первой помощи пострадавшим. Вместо сбора пожертвований это общество собирало членские взносы практически со всего взрослого населения страны.
В настоящее время создан Союз Благотворительных Организаций России, объединяющий около 3 тыс. благотворительных организаций и фондов. Кроме этого, в России действуют около 70-ти крупных иностранных благотворительных фондов (более трети из них – американские). Сегодня, как и 100 лет назад, благотворительность стоит очень дорого. Чтобы начать этим заниматься, нужно иметь солидный капитал.
Благотворительностью занимаются во всём мире.
Показ ролика о «звёздной» благотворительности.
– Ребята, что вы знаете о благотворительной деятельности в нашей стране в настоящее время?
(Ответы детей: оказание благотворительной помощи детским домам, больным детям – средства перечисляются с помощью СМС, на банковские счета и т.д.)
– Какие благотворительные фонды вы знаете? Может быть слышали о них от кого-то, видели по телевизору?
(Ответы детей)
Добавить:
– Благотворительный Фонд Константина Хабенского. Создан в 2008 году. Деятельность Фонда направлена на спасение детей с заболеваниями головного мозга. Основные направления работы Фонда: помощь в организации обследования и лечения детей, покупка медикаментов, организация реабилитационных программ, помощь профильным отделениям российских медицинских учреждений, повышение квалификации врачей и информационная работа с родителями, направленная на улучшение ранней диагностики тяжелых заболеваний головного мозга.
(Показ ролика)
– Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». Учрежден 26 ноября 2006 года актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой. Основные направления этого Фонда: сбор средств на лечение и реабилитацию детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями; помощь онкологическим и гематологическим клиникам, где лечатся дети и молодые взрослые; привлечение общественного внимания к проблемам больных детей; содействие развитию безвозмездного донорства крови; оказание социальной и психологической помощи больным детям; содействие работе волонтерских групп при детских онкогематологических клиниках.
(Показ ролика)
– Ребята, а теперь я предлагаю вам одеться и занять места в нашем школьном автобусе.
Продолжение в автобусе
– Ребята, давайте вспомним определение благотворительности.
(Ответы детей: оказание бескорыстной (безвозмездной) помощи тем, кто в этом нуждается)
– Подумайте, кто ещё может нуждаться в нашей помощи?
(Ответы детей: животные, растения)
– Конечно! А вы знаете, что в нашем городе есть приют для бездомных животных? И отправляемся мы с вами сейчас именно туда!
История создания этого заведения печальна. Хозяин приюта – Андрей – в своё время воевал в Афганистане. Работал он с собаками-подрывниками. Их ещё называют противотанковые собаки — специально дрессированные собаки с укреплённым на ней зарядом взрывчатого вещества. Пёс забирался под танк, срабатывал датчик цели и заряд взрывался непосредственно под днищем танка. За время службы погибло много этих животных. Именно тогда Андрей решил для себя, что когда закончится война, он откроет приют для собак. Так он и сделал. Но в этом приюте не только собаки. Там есть и кошки. Как шутит сам хозяин: «Чтобы собакам-жильцам не было скучно! А ещё чтобы мышей ловили». Андрей со своей супругой ухаживают за четвероногими друзьями, лечат их. Вы спросите, как же они туда попадают? Кто-то привозит несчастных животных, которых нашли на улице. Каких-то собачек и кошечек хозяин с супругой сами нашли. По-разному. Помещение, в котором располагается приют, Андрей арендует. Само помещение в довольно плачевном состоянии: тесно, местами протекает крыша. Вы сами всё это увидите, когда туда приедете. Но сейчас у этих замечательных людей появилась возможность построить новый дом для своих питомцев. И очень скоро все обитатели этого приюта переедут в тёплое, сухое помещение. Но вы сами понимаете, что в одиночку с таким большим делом справиться очень трудно. Нужна дополнительная помощь. Андрею помогают многие. Ребята, скажите, захотелось ли вам помочь этим великодушным людям и их подопечным? Когда приедем в приют, давайте спросим, какую помощь можем оказать им мы.
Далее в приюте
Дети ещё раз уже из уст хозяина слушают более подробную историю создания приюта, задают вопросы, предлагают свою помощь.
Обратный путь в школу
– Ребята, какие чувства вы испытываете после посещения приюта?
(Дети делятся своими мыслями, чувствами)
– Как вы думаете, то чем занимаются эти замечательные люди, можно назвать добром?
(Ответы детей)
– Вспомните, какое определение слову «добро» мы нашли в толковом словаре? (Всё положительное, хорошее, полезное)
– ПОЛЕЗНОЕ. Как вы думаете, полезное только для того, кому оказывается помощь, или полезное ещё и для того, кто оказывает помощь?
(Ответы детей)
– Почему полезное для того, кто оказывает помощь?
(Ответы детей. Примерные ответы:
– помощь, оказанная кому-то, благотворно влияет на душу;
– приятней дарить, отдавать, помогать, чем ждать от кого-то подарков и т.д.)
– Ребята, что для себя нового вы узнали в нашей экспедиции?
– Приедем сюда ещё раз? Будем помогать приюту? Чем мы можем помочь?
(Ответы детей: собрать старые вещи и посуду – об этом говорил хозяин приюта)
Практические результаты мероприятия
(по результатам беседы детей с хозяином приюта)
1. Детьми были собраны старые вещи (на подстилку животным, для уборки помещений), старая посуда для приготовления пищи и кормления животных.
2. Совершена вторая поездка в приют с целью передачи собранных вещей.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.