Внеклассная работа с детьми с ОВЗ
Внеурочная деятельность и внеклассная работа с детьми с ОВЗ направлена на их интеграцию в общеобразовательную систему, структуру духовно-нравственного, патриотического, экологического, эстетического, физического воспитания наравне со здоровыми сверстниками. Различные формы такой работы компенсируют их недостатки через развитие сохраненных функций, активизируют все ресурсы, помогая усвоить социальный опыт, осмыслить и принять общечеловеческие ценности, быть в гармонии с окружающим миром и с собой, укрепить здоровье.Педагогическая классификация детей с ОВЗ
Особенности внеклассной работы с детьми с ОВЗ связаны со спецификой их заболеваний. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. На основе педагогической классификации выделяются несколько категорий нарушений.
Нарушение слуха (глухие и слабослышащие). Имеют стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, делающее речевое общение с окружающими посредством устной речи затрудненным или невозможным.
Нарушение зрения (слепые, слабовидящие). Имеют органическое поражение зрительного анализатора, не дающее использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
Нарушения опорно-двигательного аппарата. Имеют органическое поражение двигательных центров головного мозга, приводящее к невозможности или частичному нарушению движений скелетно-мышечной системы во времени и пространстве.
Тяжелые нарушения речи. Имеют психофизические отклонения, вызывающие расстройства коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи.
Задержка психического развития. Имеют замедленный темп формирования высших психических функций, приводящий к стойкому состоянию незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности.
Нарушения интеллектуального развития. Имеют органическое поражение головного мозга, обусловливающее нарушение высших познавательных процессов и стойкое необратимое нарушение психического развития, в первую очередь, интеллектуального.
Нарушение эмоционально-волевой сферы (разнородная группа, в т.ч аутизм) Имеют различные клинические симптомы и психолого-педагогические особенности, ведущие к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков.
Комплексное нарушение развития. Имеют сочетание двух или более первичных нарушений (слабовидящий с ЗПР, слабослышащий с ДЦП)
Задачи внеклассной работы
Реабилитация и социальное воспитание детей с ОВЗ идет по трем направлениям.
1. «Я как самоценность». Проблемы: неадекватная самооценка, отсутствие устойчивой иерархии мотивов и целеполагания. Задачи: сформировать положительную Я-концепцию, то есть уверенность в доброжелательном отношении других людей, убежденность в успехе в разных видах деятельности и чувства собственной значимости.
2. «Я и ты». Проблемы: нарушения речи, импульсивность, необдуманность поступков и неумение их критически осмыслить. Неумение договариваться, сосредотачиваться на собеседнике. Задача: развить речь, научить осознано общаться, сотрудничать, договариваться, распределять обязанности, хорошо относиться к другим людям и помогать им.
3. «Я и мир». Проблемы: психологическая, моральная, духовная незрелость и отсутствие профессиональных интересов. Задачи: через участие в продуктивной социально полезной деятельности снизить тревогу и страх, развить моральные и духовные качества, помочь определиться с профессией.
Формы внеклассной работы
Индивидуальная. Стимулирует формирование навыка самостоятельной работы через беседы с педагогами и психологами, подготовку научно-исследовательских и творческих проектов, сольных выступлений, подбор экспонатов к тематическим выставкам, изготовление пособий.
Кружковая. Развивает врожденные задатки и способности к творческой, научно-технической, спортивной деятельности. Главное, чтобы дети осознавали реальный результат своей работы.
Прикладные кружки. Вязание крючком, бисероплетение, шитье, столярное дело, вырезание по дереву, флористика (создание коллажей-аппликаций из засушенных растений). Желательно участие работ в выставках, конкурсах, ярмарках. В результате:
- развивается мелкая моторика
- активизируется мышление
- снижается уровень тревожности.
- выявляются профессиональные интересы
- развить речь
- чувствовать свое тело
- действовать во времени и пространстве
- свободно выражать ощущения и эмоции
- реализовывать свои идеи
- обучаться правилам поведения и конструктивного общения
- формировать эмпатию
- раскрепоститься и повысить самооценку
- развивать творческую и познавательную активность
- развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, памяти, внимания
- развитие интеллекта
- активизация воображения, образного мышления, изобретательности
- умение работать с информацией
- развитие лидерских качеств
- осознанный выбор профессии
- переносит акцент с «особенностей» развития на развитие способностей
- повышает функциональные возможности организма
- благоприятно воздействует на психику
- мобилизует волю
- расширяет круг общения
- дает навык конкурентной борьбы
Школьные музеи: исторические, краеведческие, природоведческие, историко-литературные, художественные. Собирая материал для экспозиций, дети участвуют в походах и научных экспедициях, работают в архивах, ведут переписку. Материалы используются на уроках, с ними знакомят родителей, гостей школы, жителей региона. Так, несколько лет назад на городском конкурсе в Москве победил проект, полнометражный фильм «Что такое Холокост?», созданный на базе школьного музея двумя десятиклассницами, одна из них с ОВЗ.
Объединения по типу групп по интересам, групп здоровья, групп выходного дня, использующие мультисенсорную среду: сенсорные интерактивные комнаты, корректирующие нарушения каналов восприятия.
Массовая. Развивает эмоционально-волевую сферу, познавательные интересы, творческие способности, охватывая одновременно большое количество учащихся и родителей. Формы массовой работы — школьные и региональные концерты и праздники, смотры, предметные декады, олимпиады, военно-спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия с привлечением родителей. Участие в общероссийских проектах (например, «Лыжи мечты»).
Развивающие, ролевые, творческие, подвижные игры, игры-квесты — тоже массовая работа:
-
Брейн-ринг «Путь к звездам»
-
Игровая программа «Как на масленной неделе»
-
Военно-спортивная игра «Зарница»
-
Конкурс методических разработок «Всемирный день здоровья»
-
«Праздник детства» для ребят школьного возраста в отделении детской травматологии
Задачи духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания решают экскурсии в музеи, картинные галереи, посещение спектаклей, концертов. Но необходимо заранее узнавать о наличии специального оборудования для людей с ОВЗ в помещениях и оговаривать с экскурсоводами особенности подачи информации.
В систему коррекционных мероприятий по экологическому воспитанию и здоровьесбережению входят походы, экскурсии в заповедники и, как анималотерапия, в дельфинарии и океанариумы, посещение конюшен и центров ездовых собак.
Классные часы и беседы. Воспитывают нравственно, духовно, в духе ЗОЖ. Например, цикл классных часов «Питание и здоровье». Дети выступают с докладами «Полезные продукты», «Витамины в нашей жизни», «Правильное питание и интеллект». Приглашаются для беседы врач-диетолог, шеф-повар.
- Классный час «Хорошее настроение как один из аспектов ЗОЖ»
- Классный час «Добро и благотворительность в современном мире»
- Классный час «Счастье в мелочах, Нужно идти и просто радоваться жизни»