Видные российские историки обсудили проблемы преподавания Великой российской революции 1917 года в школах
Сколько революций было в России и кто их совершил? Знаем ли мы все о событиях столетней давности или есть источники, которые от нас прячут? Был ли Октябрьский переворот заказан из-за рубежа и оплачен из кармана банкиров? Действительно ли гражданская война стала столкновением богатой аристократии и бедных рабочих и крестьян?
Присутствующие на видеоконференции учителя, академические ученые и издатели учебной литературы еще раз убедились, что слово «революция» в 2016 году вызывает не меньшее волнение, чем сто лет назад. Даже временной отрезок, на котором совершалась российская революция, вызывает споры.
Революция произошла. Но когда?
«Под словом Великая российская революция в современном историко-культурном стандарте подразумеваются все процессы с 1917 по 1922 год, — подчеркнул в начале видеоконференции Александр Шубин, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. — Это не история Российской империи и не история Советского Союза. Это — грандиозный по своему масштабу и динамике переход от одного к другому. Мы должны смотреть на революцию с точки зрения миллионных масс, которые вышли на улицу и сломали существующие институты. Ее завершение можно датировать днем 30 декабря 1922 года, когда возник СССР. Далее — началась советская история и игра по новым правилам».
«Провести границу между Февралем и Октябрем, между Октябрем и началом гражданской войны по большому счету невозможно, — согласился Руслан Гагкуев, главный редактор объединенной издательской группы «Дрофа — Вентана», доктор исторических наук, координатор проекта «Белые воины», член Российского военно-исторического общества и Скобелевского комитета. — Если Гражданская война началась весной 1918 года, какие вооруженные противостояния были в конце 1917 года? Объединение под одним термином Великая российская революция позволяет учителю истории взглянуть на весь процесс становления нового в целом».
Пора взять пример с Великой французской революции
Учитель истории в 2017 году должен относиться к своим урокам, посвященным русской революции, как к особой миссии. Миссия трудна, и этого от педагогов никто не скрывает. Ведь российское общество, по мнению участников видеоконференции, не извлекло уроков из событий столетней давности.
«К сожалению, наше общество не приблизилось к пониманию того, что произошло в 1917 году, — убежден Армен Гаспарян, историк, блогер, автор программы «Теория заблуждений». — Вал конспирологической литературы, захлестнувший страну, постоянный поиск виновников революции извне: «Англичанка гадит», «Америка гадит» — это абсолютно тупиковый путь. Революция — это общая вина всей страны. Виноваты были абсолютно все. Нам давно пора взять пример с Великой французской революции: относиться к событиям столетней давности с должным уважением и перестать их рассматривать через призму идеологии. Это — исключительно наше прошлое, великое и трагичное, которое ждет своего серьезного осмысления. Это будет главной задачей историков в 2017 году».
«В нашем сознании сложился образ русской революции: едет прекрасный поезд, злодеи подкладывают бомбу — и поезд сходит с рельсов, — отметил Юрий Никифоров, завкафедрой политических исследований России и постсоветского пространства МПГУ. — А дальше — страна заходит в тупиковый путь развития цивилизации. Начинается некий «социалистический эксперимент над людьми». Распространены трактовки: все, что происходило в 1917 году — это происки враждебных сил. Якобы масоны, либо банкиры на Уолл-стрит, снабдили кого-то деньгами, подкупили российский народ, который оказывается в таком случае не субъектом исторического процесса, а объектом манипуляции темных сил. Получается, кто угодно мог делать революции, но только не российские народы. Отказ нашим предкам в сознательности, в здравом смысле, в способности отстаивать свои собственные интересы, травматичен для современного гражданского самосознания. Не только долг историка, но и гражданская ответственность заставляет нас противостоять этим идеям. Если мы проведем столетний юбилей революции под знаком торжества этих псевдонаучных теорий, они будут иметь негативные последствия для самосознания наших детей в XXI веке».
Читайте книги со сносками!
На вопрос учителей, какие книги по истории русской революции им выбирать, чтобы не ошибиться, Александр Шубин посоветовал: «Читайте книги со сносками. Если имеются сноски на архивы, значит, автор читает научную литературу. И вы не зря потратите время!»
«Я разобрал в своей монографии многие версии о том, что революция была сделана либо на английские, либо на немецкие деньги, — прибавил Александр Шубин. — Наиболее архетипический образ — Ленин, который в пломбировнном вагоне везет немецкие «печеньки» в Россию. Однако роль финансирования со стороны в этих грандиозных революционных событиях настолько ничтожна, что ее можно практически вынести за скобки. Всю большевистскую бухгалтерию, которая сейчас опубликована, я изучил и выяснил, что она не сходится на пустяковую сумму в 30 тысяч рублей. Такую сумму мог вынуть из кармана и дать Ленину любой из обеспеченных людей. Тот же Горький, например».
Участники круглого стола сошлись в том, что для понимания важнейших и по-прежнему спорных событий Великой российской революции и гражданской войны в России ученикам на уроках истории необходимы яркие образы. Среди них — живописные полотна: «Черный квадрат» Малевича, «Рождение новой планеты» Юона или «Большевик» Кустодиева.
«Мелкое событие, произведенное на деньги из-за рубежа», породило великие произведения литературы и искусства, — отметил Сергей Валерьевич Агафонов, учитель высшей категории, соавтор учебников по отечественной истории. — Возьмем одну поэму Блока «Двенадцать». Любая тема по истории — это возможность учителя обратить внимание детей на то, что у нас есть в сфере литературы, искусства, кинематографии».
«Я советую привносить на уроки истории советский кинематограф с вашими критическими учительскими замечаниями, — обратился к педагогам Александр Шубин. — Гениальная «Лениниана», которая была создана в 60-е годы. Смоктуновский в роли Ленина в фильме «На одной планете». Это потрясающе! Фильм «Шестое июля». Серия фильмов «Брестский мир».
Важную роль в изучении русской революции играет русская и советская литература: она позволяет увидеть революционные события глазами людей того времени. Однако для этого необходимо синхронизировать школьные курсы литературы и истории.
«Это хорошая идея, и мы должны думать над ее практическим осуществлением, — сказал после круглого стола Руслан Гагкуев, главный редактор объединенной издательской группы «Дрофа — Вентана». — Не по всем произведением школьной программы это возможно сделать, потому что тогда почти вся наша классическая литература придется на один класс! Конечно, полной синхронизации курсов литературы и истории мы сделать не сможем, но мостки перекинуть обязаны. Это можно будет окончательно сделать на методическом уровне, когда у нас будет единая концепция по предмету литературы, которая сейчас находится в стадии обсуждения».
Чему нас научила Великая российская революция?
«Уроки революции — это приоритет социальных проблем над всеми остальными, — высказал убеждение Александр Шубин. — Власть не должна забывать об уровне жизни граждан. Даже если граждане увлечены державными интересами, это не продлится долгий срок. Для них важнее их социальный уровень и их права. Когда их терпение лопается — начинается революция. Революция, которую Маркс называл локомотивом истории — это на самом деле таран истории. Когда есть стена, которую другими методами не преодолеть, начинаются революции. Если власть не проводит глубоких социальных преобразований, если не меняет общество сама, то общество начинает изменять себя с помощью революций».