Вероятностные задачи в теории и на практике. 9 класс. Разработка урока
УМК «Алгебра. 9 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной.
Цели:
- уметь воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач;
- формировать умения решать задачи на нахождение вероятности случайного события с использованием формул комбинаторики.
Задачи: дать ученикам возможность осознать разницу между теоретическим ответом и результатом, полученным эмпирическим путем; проверить умения решать задачи по теории вероятности.
Оборудование: учебник Алгебра Г. К. Муравин, наборы для лабораторной работы, проектор (не обязательно).
Тип урока: урок развивающего контроля.
Форма работы: групповая.
Методы: побуждающий, проблемный, инструктивный, частично-поисковый, эвристический.
Методические рекомендации: работу можно использовать на уроке алгебры 9 класса как одно из завершающих занятий. Урок направлен на осознание истинной природы вероятностей, рассмотрение способов применения теории вероятности и математической статистики в сопредельных областях и жизненных примерах.
Структура урока
Этапы урока |
Задачи |
Достигаемый результат |
Организационный (приветствие, сообщение темы урока) |
Подготовка учащихся к работе на занятии. |
Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в работу. |
Работа с партнером |
Проверить знания и умения |
Взаимопроверка и взаимопомощь учащихся |
Усвоение новых знаний и способов действий, их закрепление (основной этап урока, на котором идёт работа учащихся в командах над поставленной проблемой). |
Обеспечение восприятия, осмысления и закрепления знаний, способ действий. |
Активные действия учащихся с материалами урока, проявление коммуникабельности при решении комплексных задач. |
Подведение итогов занятия. |
Анализ и оценка успешности достижения целей. |
Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
Информация о домашнем задании. |
Раскрытие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Точная фиксация сути задания. |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Приветствие учеников. Позитивный настрой на работу. Готовность к уроку. - Доброе утро! -Тема нашего урока «Вероятностные задачи в теории и на практике». Откройте тетради, запишите число и тему урока. - Сегодня на уроке мы узнаем, как отличаются теоретические вычисления и от результатов полученных опытным путем. |
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Запись в тетради темы урока. |
2. - На предыдущих уроках мы изучили способы решения различных задач. Сейчас проведем «перекрестную викторину»
Используется раздаточный материал «Приложение 1» или проецируется на доску. Так же можно использовать аналогичный набор задач из учебника.
- Оцените свою работу и работу своего соседа. |
Ученики, работают в парах, как партнеры. Первый – решает задачу; второй – слушает, проверяет. После того как I закончил, II указывает на ошибки, если таковые есть. Если же I затрудняется решить задачу, II дает небольшие подсказки. В случае возникновения неразрешимых вопросов или разногласий ученики обращаются за поддержкой к учителю. Смена ролей учеников происходит после каждой задачи, либо в порядке заранее указанном на карточках. Ученики в карточках ставят отметки себе и партнеру, и передают их учителю. |
3. Рассказать о «законе больших чисел». - Если в озере обитают 3000 окуней и 7000 карпов, то вероятность поймать окуня составляет 0,3 или 30%. Но поймав 10 рыб, вы не обязательно обнаружите у себя ровно 3 окуня. Для срабатывания вероятностей требуется большее количество событий. Для проверки данного утверждения я попросил каждую команду принести сегодня различные наборы для практической работы по теории вероятности (монеты, игральные кости, спички, мешочек и шарики, карты). |
Запись в тетради |
Ваши задачи:
Учитель наблюдает за процессом и правильностью выполнения задания, отвечает на вопросы если таковые появятся |
Ученики, работая в группах по 4-5 человек, выполняют практическую работу. После завершения упражнения каждая команда проводит краткую презентацию результатов и выводов. |
-Оцените работу своей и остальных команд. |
Ученики на карточках ставят отметки каждой команде, и передают их учителю. |
4. - Все молодцы! Каждый проект был уникален и интересен! Благодарю всех за активное участие! |
Записывают домашнюю работу |