Урок физики в 8 классе по теме «Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел»
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики предполагает использование различных методов и приемов, направленных на деятельность ученика. Урок «Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел» по УМК Перышкина А.В. в 8 классе построен с применением технологии модерации.
Тип урока:урок изучения новых знаний.
Цель урока: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации понятий электризация тел, два рода зарядов, взаимодействие заряженных тел; выявление теоретических основ электризации тел и построение обобщённых понятий.
Задачи урока:
- организация усвоения основных понятий по теме, формирование умения распознавать электризацию тел, способы образования зарядов разных знаков, их поведение при взаимодействии, формирование умения анализировать увиденный эксперимент (предметный результат).
- формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация. (метапредметный результат).
- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Порой то знание, что мы открываем на уроке, старо как мир. Но от этого оно не старее или хуже, потому что в этом знании отражен сам мир.
2. Изучение нового материала
Ребята, я вчера была в «МегаГринне», где по радио прозвучало объявление «Уважаемые посетители, будьте осторожны! По супермаркету ходит женщина в серой искусственной шубке и колет всех иголками».
- Как вы думаете, чем она колется и что же у неё за иголки?
- Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (выслушиваем предположения детей). Совершенно верно говорить будем об электризации предметов.
- А как вы думаете, какова цель нашего урока, чему мы должны научиться? (узнать, что такое электризация, как можно наэлектризовать тела, все ли тела электризуются одинаково…).
- Ребята, у кого-то может есть личная цель на уроке? /дату и тему записать на доске/
Опыт №1
Потрем пластмассовую линейку о бумагу, поднесем ее к мелким кусочкам бумаги, к мелким ватным предметам, к фольге.
- Ребята, что вы заметили? (мелкие предметы притягиваются)
- Ребята, а как вы думаете, а вода будет притягиваться? /выполняю я, если есть раковина/ Потрем пластмассовую линейку, поднесем ее к струйке воды.
Вывод: про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, говорят, что оно наэлектризовано или что ему сообщен электрический заряд.
Опыт №2
Пластмассовую линейку натирают о резиновые перчатки. Подносим затем к мелким кусочкам бумаги последовательно линейку и резиновые перчатки.
- Сколько тел участвовали в электризации?
- Что нужно сделать, чтобы наэлектризовать оба тела?
Вывод: при трении наэлектризуются оба тела.
- А из одинакового ли материала должны быть эти тела?
- Одев резиновые перчатки (на парте они разного цвета),прошу найти пару по соседству (это и будет физкультминутка) «натирают» их друг о друга, а потом подносят перчатки к мелким предметам.
Вывод: тела из одинакового материала не электризуются.
- Отличаются ли заряды разных тел?
Опыт №3
Натирание полосок целлофанового пакета трением о карандаш.
Положив полоски целлофанового пакета на стол параллельно друг другу и придерживая их двумя пальцами одной руки, натираем их карандашом (ладонью второй руки). После этого подносим полоски целлофанового пакета друг к другу.
Вывод: Существуют 2 рода зарядов. Заряд, полученный на стекле потертом о шелк (и на всех телах, где получается заряд такого же рода) называется положительным. Заряд, полученный на эбоните, потертом о мех (и на всех телах, где получается заряд такого же заряда) называется отрицательным.
Тела, имеющие одноименный заряд, отталкиваются; тела, имеющие разноименные заряды, притягивается.
/записать в тетрадь: стекло + шелк = «+», эбонит + мех = «–»/
- Почему мы уверены, что электрический заряд бывает 2 видов («+» и «–»), а не трех, четырех? (так как наблюдаем 2 вида взаимодействия – отталкивание и притяжение).
- Обычно говорят, что волосы, наэлектризованные при их расчесывании, притягиваются к гребенке. А будет ли правильным выражение – «гребенка притягивается волосами»? (Правильным будет выражение «гребенка и волосы взаимно притягиваются друг к другу», так как здесь мы наблюдаем взаимодействие тел).
Опыт №4
/выполняю я/
- А можно ли другим способом зарядить тело, не прибегая к трению? (выслушиваем мнения детей). Проведем опыт. Коснемся наэлектризованной палочкой гильзы из фольги.
- Что заметили? (гильза сначала притянулась, а затем отталкивается)
- Почему такое поведение? (изначально гильза не заряжена, поэтому она притянулась, получив часть заряда от палочки, она стала заряжена так же как и палочка, а одноименные заряды отталкиваются)
3. Закрепление изученного материала.
- Почему нити прилипают к гребням чесальных машин, применяющихся в текстильной промышленности, и при этом часто путаются и рвутся? Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создают повышенную влажность воздуха. Зачем это делают? (нити на гребнях машин электризуются и прилипают к ним. Повышенная же влажность препятствует электризации) [1].
- Ребята, а какой современный прибор работает на явлении электризации? (ксерокс)
- Работа с флеш – презентацией сайта Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Ребята, так что же за дама гуляла по супермаркету, и чем она колола прохожих?
- А где еще мы встречаемся с этим явлением в повседневной жизни? (при выходе из машины, если мы одеты в синтетическую одежду, для снятия статического электричества, например с бензовоза, за ним по земле тянется металлическая цепь, при снятии свитера - «искры летят», перед выходом из самолета сначала выбрасывают металлическую цепь, а потом подгоняют трап).
4. Домашнее задание
§ 25, 26, приведите примеры электризации тел в жизни и быту, как полезной, так и вредной. /записать на доске/
5. Рефлексия
Спасибо за работу. Я очень довольна вами сегодня /оценки/. На столах у вас есть бланк телеграммы напишите мне, но помните, что каждое слово стоит денег. Будьте кратки.
Телеграмма
- что было хорошего______
- что было интересно________
- что мешало работе_________
- что взял бы с собой_________
Интерактивная лекция на уроке позволяет вовлечь всех учащихся в работу и никого из них не оставляет равнодушным.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.