Урок 11. Описание внешности. Повторение слогоударных схем
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Продолжить анализировать ситуации, в которых необходимо описать чью-то внешность; отработать порядок действий при списывании; повторить работы со слоговыми моделями
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, описание внешности, слоговые схемы, слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», собственные имена, правописание собственных имён, слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?», работа в паре, словарные слова, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — обсуждение ситуаций, в которых необходимо описать внешность другого человека. Если ученики с готовностью описывают внешность своих родителей, необходимо в процессе обсуждения помогать уточнить описание: не просто рассказать о цвете волос, глаз, о том, носит ли очки, и т. п., а выделить отличительные черты, например сравнивая с кем-то или чем-то (такая работа готовит к восприятию материала следующего урока). Если же ученики затрудняются описать внешность родителей, рекомендуется продемонстрировать заранее подготовленный дополнительный наглядный материал — картины или фотографии, чтобы ученики, глядя на них, с помощью учителя могли научиться правильно составлять словесный портрет человека. Подобная работа не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и учит использовать определённые синтаксические конструкции, например конструкции сравнения, конструкции с использованием синонимов и антонимов (термины не вводятся). Учителю важно помнить, что, занимаясь развитием речи учащихся, в некоторых случаях он должен приводить пример образцового высказывания, т. е. при необходимости давать собственные ответы, чтобы ученики усвоили определённую речевую конструкцию |
3 | 3. Актуализация знаний | Аналогично упражнению 1 выполняется упражнение 2 (речь) в учебнике в классах с высоким темпом работы; в остальных может не проводиться |
4 | 4. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 3 (язык) в учебнике — расширение словарного запаса учащихся, повторение правил написания заглавной (прописной) буквы. Тематически объединено с предыдущими текстами. Текст могут прочитать хорошо читающие ученики. Заголовок стихотворения — «Близнецы» |
5 | 5. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 5 (язык) в учебнике — отработка умения делить слова на слоги, определять место ударения в слове. Учитель предлагает классу рассмотреть слогоударные схемы и прокомментировать, какие слова должны быть подобраны к каждой из схем, например: к первой схеме нужно подобрать слова, в которых два слога, ударным является первый слог, и т. д. Далее учитель даёт некоторое время на самостоятельный поиск слов к первой схеме в тексте стихотворения из упражнения 3, после чего выслушивает ответы. Если ученики дали неправильные ответы, разбираются ошибки, и учащиеся записывают одно-два слова (в зависимости от темпа работы), после чего такая же работа организуется с остальными схемами. Возможные варианты ответов: Нади, Кати, платья, лицам, сёстры, тоже совсем, носы шапочки, тапочки, волосы, го́лоса, капельки похожих, похожи, глазёнки, сестрёнки |
6 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, в парах упражнение 3 в рабочей тетради — отработка умения делить слова на слоги, отделять место ударения; закрепление написания имён с заглавной буквы. Рекомендуется сразу обратить внимание учащихся на наличие слов-подсказок. Ударение нужно ставить и в самих словах, и в схемах (схемы чертятся под словами). Возможную трудность может вызвать деление на слоги слова Илья. В этом случае учитель сообщает правильный ответ: Иль-я |
7 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | |
8 | 8. Дополнительный материал | При необходимости перед выполнением некоторых упражнений с учениками можно повторить порядок действий при списывании |
9 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 10. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 в рабочей тетради — совершенствование графического навыка в процессе написания строчных и заглавных букв е, Е, з, З. При написании заглавных букв важно обращать внимание на соразмерность верхнего и нижнего элементов. На третьей строчке можно записать несколько слов, первой буквой которых будет заглавная Е или З. Лучше предложить учащимся самим называть такие слова. Набор слов может быть таким: Елена, Зоя, Егор, Захар, Елизавета, Зинаида. Последнюю строчку учитель использует в зависимости от особенностей класса |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — повторение словарных слов в процессе разгадывания кроссворда. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов. Ответы: 1. Спасибо. 2. Дорога. 3. Фамилия. 4. Пожалуйста. Дополнительное задание. Устно придумать с отгаданными словарными словами предложения, наиболее удачные под диктовку учителя записать в рабочую тетрадь |
12 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 7 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Перед самостоятельными списыванием целесообразно в ходе фронтальной устной работы поставить ударение, разделить слова на слоги, подчеркнуть в них «опасные» места. Дополнительное задание. Внимательно прочитать первое предложение, готовясь к письму под диктовку; записать его в рабочей тетради под диктовку. Внимательно несколько раз прочитать второе предложение, запомнить его, готовясь к письму по памяти; записать предложение по памяти |
13 | 13. Дополнительный материал | Рубрика «Переменка» в рабочей тетради. Ребусы, разгадка которых связана с правильным определением местоположения одних букв по отношению к другим, встречаются впервые. Следует объяснить, что надо попробовать рассказать о положении букв разными способами, пока не получится слово. Зашифрованные слова: наука, тыква. Ребус с использованием запятых не вызовет затруднений у учащихся (слово шина) |
14 | 14. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |