Урок 11. Деловая письменная речь
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся практически усвоить понятие «деловая документация и её жанровые разновидности»
Задачи урока
- Углубить и закрепить знания учащихся по теории официально-делового стиля; развивать умения составлять и оформлять деловые документы (заявление, доверенность, апелляцию, автобиографию), необходимые в повседневной жизни; совершенствовать стилистическую грамотность учащихся и культуру деловой речи
Виды деятельности
-
Располагать необходимые структурные элементы делового документа в стандартном порядке (тренаж); стилистически грамотно оформлять деловые документы (заявление, доверенность, апелляцию, автобиографию) исходя из своего жизненного опыта
Ключевые понятия
-
Деловые документы, структура делового документа; заявление, доверенность, апелляция, автобиография; языковые особенности официально-делового стиля
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | Проверка выполнения упражнения № 153 рабочей тетради. В начале урока учащиеся повторяют теорию официально-делового стиля. Далее следует обобщение учителя. Задача, стоящая перед составителем делового документа, — максимально точно отразить сведения, имеющие правовую силу. Нормой делового этикета является нейтральный тон изложения достоверной и аргументированной информации, логическая, а не эмоционально-экспрессивная оценка фактов. Поэтому к характерным особенностям деловых бумаг относятся: точность (не допускающая иных трактовок), детализация и стандартность оформления, долженствующее-предписывающий характер изложения. Деловым документам присуще использование готовых языковых формул (штампов); в них не допускается искажение терминологической лексики или её замена профессионализмами и жаргонизмами, из других языковых средств можно отметить прежде всего применение страдательных конструкций и обособленных оборотов и др. |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Деловые бумаги, с которыми знакомятся учащиеся на уроке, представляют собой жёстко формализованные тексты с устойчивой структурой и фразеологией. Учащиеся должны запомнить обязательные структурные части документа, языковые средства, используемые в нём, а также научиться воспроизводить их на материале собственного жизненного опыта. Отработка знания официальной терминологии и структуры деловых документов производится после прочтения теоретической части § 34 при выполнении следующих упражнений. Деловая терминология (определение термина по его лексическому значению). |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Структурно-содержательные особенности заявления. |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Структурно-содержательные особенности доверенности |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Структурно-содержательные особенности расписки |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Структурно-содержательные особенности автобиографии |
7 | 7. Этап закрепления и первичной проверки | Выполнение упражнений № 297—303 учебника (по выбору учителя). |
8 | 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведение итогов занятия: Насколько важна для современного школьника культура деловой речи (письменной деловой речи)? |
9 | 9. Информация о домашнем задании |