Урок 10. Основы цветоведения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучить основы цветоведения.
Задачи урока
- Изучить основные понятия и категории цветоведения.
- Изучить свойства цвета.
- Изучить способы смешения цветов.
- Познакомиться с главной картинной галереей России – Государственной Третьяковской галереей; творчеством русских художников (К. Брюллов и А. Иванов).
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «цветоведение», «спектр», «цветовой круг», «язык выразительности живописи (цвет, линия, свет, тон, пятно, штрих)», «свойства цвета». Эксперимент по смешению цветов. Работа с текстом учебника. Изобразительная деятельность (живопись) по памяти или по представлению. Работа в группах. Работа в сети Интернет.
Ключевые понятия
-
Цветоведение, цвет, спектр, цветовой круг, основные, вторичные, третичные, контрастные и родственные, тёплые и холодные цвета; свойства цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота), приёмы смешения цветов (гуашь).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учитель предлагает рассмотреть работу советского художника К. Моне. Сравнить колорит картины с палитрой красок своего художественного набора. Ответить на вопрос: «Как вы думаете, в данной работе художник применял стандартную палитру красок или обращался к поиску цветов способом смешения красок?» Объяснить своё понимание позиции художника. Задание является вхождением в тему урока |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Учитель предлагает обучающимся рассмотреть работы известных художников, определить основные средства выразительности для создания художественного образа, выделить главное выразительное средство живописного образа. Задание способствует закреплению знаний о выразительных средствах изобразительного искусства и формирует знания о средствах выразительности живописи |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Обучающимся знакомятся с природным явлением радуги в ходе просмотра фрагмента мультсериала «Что такое радуга? Почемучка». |
4 | 4.1. Целеполагание | Обучающиеся изучают по рисункам последовательность расположения цветов в спектре и цветовом круге. Учитель просит назвать последовательно цвета спектра. Задание способствует актуализации имеющихся знаний о цветах спектра |
5 | 4.2. Целеполагание | Обучающиеся изучают по рисункам последовательность расположения цветов в спектре и цветовом круге. Учитель просит назвать последовательно цвета спектра. Задание способствует актуализации имеющихся знаний о цветах спектра |
6 | 5.1. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с основными свойствами цвета. Обучающиеся размышляют, от чего зависит светлота и насыщенность цвета. Учитель помогает сделать выводы: «Светлота определяется соотношением цвета к белому. Насыщенность цвета изменяется в зависимости от количества чёрного цвета». |
7 | 5.2. Открытие новых знаний | Учитель просит назвать три основных (первичных) цвета, затем обучающиеся знакомятся с вторичными и третичными цветами. Усваивают способы получения вторичных и третичных цветов. Учитель помогает сделать выводы: «Вторичные цвета получаются способом смешения первичных. Третичные цвета получаются способом смешения первичных и вторичных». |
8 | 5.3. Открытие новых знаний | Обучающимся знакомятся с понятиями «дополнительные», «контрастные» и «родственные» цвета. На цветовом круге находят примеры данных категорий. Учитель просит учащихся назвать дополнительные цвета красного, синего и жёлтого, родственные цвета оранжевого. |
9 | 6. Первичное закрепление | Обучающимся необходимо в представленной гамме тёплых и холодных оттенков найдите цвета, соответствующие палитре картины «Впечатление. Восход солнца» художника-импрессиониста Клода Моне. Данное задание развивает внимательность, наблюдательность, способствует формированию знаний о свойствах и смешении цветов |
10 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обучающиеся выполняют серию упражнений на смешение цветов. 1. Рассказывают, как получить цвет пола и стен своего интерьера. 2. Рассматривают учебную работу: изображение кувшина при солнечном и вечернем освещении. На кувшине нужно найти 3 оттенка его цвета: на свету, в полутени и тени. 3. Выбирают любой предмет быта, расположенный в классе, и находят цвета (шкалу цвето-тоновых отношений) способом смешения, чтобы получить оттенок цвета данного предмета на свету, в полутени и в тени. Данные задания формирую знания и навыки работы с цветом |
11 | 8.1. Итог урока | Обучающиеся рассматривают картину К. Брюллова «Всадница» и рассказывают о ней с точки зрения колорита, используя термины «цветовой тон», «насыщенность», «светлота», «контраст», «основные цвета» и др. Работа направлена на закрепление знаний о свойствах цвета. Обучающиеся знакомятся с Государственной Третьяковской галереей (5 класс, часть 2, с. 79) |
12 | 8.2. Итог урока | На основании прочитанного материала обучающиеся выполняют задание. Задание может выполнятся дома. Данное задание расширяет знания в области мировой художественной культуры. |