Учебные мини-проекты в курсе физики. «Задачи кинематики», 7 класс
Как заинтересовать учеников в начале изучения курса физики, эффективно использовать ЭФУ на уроке и организовать проектную деятельность? Об этом рассказала учитель физики и математики высшей категории Галина Елькина. Эксперт описала этапы урока, с которыми также можно ознакомиться на видеозаписи занятия.Методическое описание
(урок № 15 от начала изучения курса физики, УМК А.В. Грачева)
Видеозапись открытого урока «7 класс. Физика. Решение задач кинематики».
Тема: «Основные закономерности прямолинейного равномерного движения. Решение задач кинематики» (обобщающий урок).
Цели:
- Личностная. Формирование навыка проведения мысленного эксперимента. Данный навык — важное личностное достижение, которое помогает ученикам действовать в областях физики и делать умозаключения в тех или иных процессах.
- Метапредметная. Осмысление жизненных ситуаций в контексте физических законов; применение информации, полученной на уроке, к ситуациям, описанным в задачах; ознакомление с элементами анализа функциональных зависимостей и их графической интерпретации.
- Предметная. Формирование и закрепление знаний по теме «Законы кинематики прямолинейного равномерного движения», применение их в решении графических и текстовых задач.
На занятии использовалась информация, полученная на данном и предыдущем уроках, было проведено знакомство с элементами анализа функциональных зависимостей рассмотренных величин. В частности: зависимость координаты от времени при прямолинейном равномерном движении и зависимость проекции скорости от времени при прямолинейном равномерном движении.
План урока
1. Формулирование темы урока
Обсуждение с учениками ситуационной необходимости рассмотрения закономерностей процессов, причинно-следственных связей и объяснения механических явлений в устройстве окружающего мира.
2. Актуализация знаний
Комбинированный опрос по понятийному аппарату и законам, рассмотренным на предыдущих занятиях.
3. Работа с материалом учебника
Подготовка к следующим этапам урока. В учебнике А.В. Грачева в каждом параграфе представлены разные алгоритмы решения задач. Решения как графические, так и аналитические, расписанные на основе конкретных заданий. Ученики рассматривают алгоритмы, находят ответы на вопросы учителя, выполняют решение задач. В электронных формах учебников школьники могут делать закладки по нужным алгоритмам.
4. Отработка алгоритма решения задач
Еще раз прописывается полное решение задачи, с оформлением. В начале 7 класса типичная ошибка для учеников: пытаться решить физическую задачу как математическую. При повторении шагов алгоритма закрепляется понимание, что в решении физической задачи должно быть записано: «Дано», перевод физической величины в стандартные единицы, «Анализ и решение» с формулами, графическая интерпретация (при необходимости), проверка единиц измерения. Дети учатся анализировать полученный результат, находить ошибки. Как показала практика, в 7 классе ученики находят чужие ошибки быстрее, чем собственные.
5. Работа в группах: составление и решение авторских задач
Основная часть урока, проектная деятельность. Ученики трудятся над проектом «Моя задача по теме...»:
- Детям предлагается составить и решить авторские задачи по теме раздела или главы. Часть задач педагог просматривает накануне обобщающего урока.
- На обобщающем уроке ученики делятся на группы, в процессе подготовки отбирают наиболее интересные задачи и предлагают их для решения другим группам учащихся. По окончании работы авторы проверяют правильность решения. Часть задач может иметь прикладной характер (предполагается постановка эксперимента с измерением ряда величин, необходимых для решения задачи).
- При использовании УМК Грачева задачи составляются и решаются по предлагаемым в учебнике алгоритмам.
Так дети получают возможность работать над задачами, которые касаются их самих, которые интересны им и их сверстникам. В процессе реализуются не только предметные, но и метапредметные, и личностные цели. Пример задачи, составленной во время урока:
Репортер гнался за местной «звездой». Он начал движение от столба, а «звезда» начала движение от остановки. Расстояние между столбом и остановкой было 20 м. Скорость репортера 3 м/с, а скорость «звезды» 2 м/с. Найдите время и место начала фотосессии.
6. Обсуждение результатов и рефлексия
- Оценка деятельности обучающихся учителем во время урока (на каждом этапе, с помощью вербальной похвалы).
- Оценка деятельности обучающихся одноклассниками в конце урока («Какая задача больше всего понравилась?», «Какую задачу кто решал и правильно ли?», «Много ли было сделано ошибок?», «Насколько это были серьезные ошибки?»; практика показала, что одноклассники оценивают друг друга строже, чем педагог учеников).
- Самооценка (в результате каждый ребенок понимает, насколько она сегодня «вырос»).
- Оценка работы групп по проекту «Моя задача по кинематике».
Читайте также:
- «Методическая помощь учителю физики» (подборка полезных материалов для преподавателей);
- «Применение ЭОР на уроках физики» (рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов).
#ADVERTISING_INSERT#