Тренинг для родителей детей с ОВЗ
Тренинг общения для родителей детей с ОВЗ — это метод группового консультирования. На нем проводится обучение навыкам общения с учетом особых потребностей таких семей и корректируется Я-концепция участников. Цель данного метода — стимулировать раскрытие и использование всех внутренних резервов личности, дать психологическую помощь. Он помогает людям стать адекватными и эффективными помощниками своим детям и ценными партнерами педагогам.Задачи тренинга
Изучение запросов родителей «особых» детей позволило составить следующий список задач, которые решает коммуникативный тренинг.
1. Формирование и тренировка навыков конструктивного взаимодействия.
- Решение проблем на основе сотрудничества.
- Уважение к мнению и позиции других.
- Поддержка других людей и продуктивное реагирование на их жизненные ситуации.
- Разрыв шаблонов мышления по отношению к себе и ребенку.
- Поиск новых способов взаимодействия, особенно в конфликтных ситуациях.
- Отказ от установки о неразрешимости проблем семьи и принятие убеждение о различных возможностях их преодоления.
- Наращивание и использование внутренних ресурсов.
- Умение чувствовать и прогнозировать настроение, состояние, поведение других людей.
- Умение адаптироваться в сложных ситуациях.
- Осознание и принятие чувства собственного достоинства.
- Получение психологической поддержки
- Повышение стрессоустойчивости.
- Знакомство с приемами психо-эмоциональной разгрузки.
Принципы проведения тренинга
1. Активное взаимодействие через выполнение упражнений и наблюдение за другими.
2. Исследовательская, творческая позиция через обнаружение, осознание и тренировку новых способов поведения.
3. Объективность поведения через обратную связь и переход от импульсивности к осознанности.
4. Партнерское общение через умение учитывать интересы, чувства, эмоции переживания участников группы.
Правила поведения на тренинге
Правила поведения предлагаются психологом или разрабатываются участниками группы. Они оформляются как плакат и вывешиваются на стену. Рассмотрим вариант таких правил.
1. Соблюдать конфедициальность о происходящем в группе.
2. Сообщать о себе только достоверную информацию (или вообще не сообщать).
3. Высказывать безоценочные суждения.
4. Отказаться от критики и взаимных обид.
5. Поддерживать друг друга воодушевляющими высказываниями.
6. Выслушивать других до конца, не перебивая.
7. Участвовать во всех упражнениях.
Место, материалы, оборудование
- Просторное помещение со стульями и мультимедийными средствами.
- Канцелярские принадлежности: бейджи, бумага, ручки, и т.п.
- Плакат с правилами общения.
- Плакаты с высказываниями М.Монтесори, Л.С.Выготского, Б.Спока.
- Раздаточный материал: распечатка тренинга, раздаточные карточки, бланки с тестами.
- Подборка книг по общению, саморазвитию, о личностных особенностях детей с ОВЗ.
Этапы тренинга и практические рекомендации
I этап. Презентация, выявление запросов и мотивов.
- Знакомство.
- Расстановка целей. (Что вы хотите?)
- Обследование текущей ситуации. (Что с вами происходит?)
1. Участники сидят по кругу.
2. Ведущий: «Начнем работу со знакомства. Каждый по очереди назовет свое имя, а затем три главных своих качества общения и одно желаемое, причем все эти качества должны начинаться на первую букву вашего имени».
3. Обсуждение «Как вы сейчас себя чувствуете?» «Что нового узнали о себе?» «Готовы ли продолжать работу?»
Результат. Работоспособность группы и «мостик» для перехода к следующим этапам.
II этап. Психогимнастические упражнения.
Рассмотрим структуру упражнений на примере приема «Побуждение к действию». Его цель: помочь родителям результативно действовать в различных учреждениях, учитывая чувства и настроение служащих.
1. Объяснение смысла упражнения.
Ведущий: «Вы часто сталкиваетесь с ситуациями, когда необходимо побудить чиновника выполнить вашу просьбу. Для этого нужно учитывать его настроение и состояние в момент разговора. Поучимся этому на приеме «Побуждение к действию».
2. Инструкция.
Ведущий: «Вспомните ситуацию, в которой вы хотели побудить чиновника что-то для вас сделать. Мысленно поставьте на его место всех членов нашей группы и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы вели разговор, учитывая их настроение. Можете записывать варианты. Даю вам 15 минут.
Затем разбейтесь на подгруппы по 4-5 человек. Каждый в них кратко излагает ситуацию и обращается по очереди к участникам подгруппы, представляя их на месте того служащего.Участники, каждый по-своему, реагируют на просьбу и объясняют, что именно побудило выполнить просьбу или вело к отказу. Один разговор длится 2 минуты.»
3. Выполнение приема.
4. Групповое обсуждение.
Ответы на вопросы ведущего: «Удалось ли понять настроение собеседника?» «Был ли хороший эмоциональный контакт?» «Насколько влияла открытость?» и. п.
5. Озвучивание результата.
Ведущий: «Вы все получили обратную связь и навык результативного общения».
III этап.Обзор прогресса.
- Озвучивание общих результатов тренинга.
- Выявление препятствий, мешающих обучению.
- Планирование новых занятий.
- Получение домашнего задания.
Сценарий тренинга «Ассертивность в общении»
Помочь родителям детей-инвалидов обрести чувство собственного достоинства призван тренинг «Ассертивность в общении».
Группа 12 человек, уже работавшая вместе. Время работы 2 дня по 2, 5 часа.
1. Презентация, целеполагание, мотивы. «Что такое ассертивность и для чего она нужна». Ассертивность — это утверждение, заявление. Цель ассертивности — научиться отстаивать свои права, обрести чувство собственного достоинства. 25 мин.
2. Раздел "Уважение к другим через уважение к себе«.Упражнения.
- «Расширение территории влияния» (пары). 25 мин. (Р.Дилтс. «Коучинг с помощью НЛП» М.2004)
- "Дирижер своей жизни«.(группа) 25 мин. (И. Малкина-Пых. Телесная терапия. М.2005)
- «Цвет наших чувств» (четверки)30 мин. (Н.Ю.Хрящева. «Психогимнастика в тренинге». СПб.1999)
- «Я чувствую..., когда вы...(группа) 35 мин.(Там же)
- «Две позиции: «Я хотел бы..» и «Ты сделал...» (четверки) 15 мин (Там же)
5. Раздел «Умение говорить «нет». Упражнения.
- «Перучиваем «детектор ошибок». (группа) 15 мин. (Н.П. Бехтерева. «Тайны мозга и лабиринты жизни». СПб. 1999)
- «Я говорю «нет» ( тройки) 20 мин.(Р. Дилтс. Коучинг...)
- «Сила „тотема“» (группа) 20 мин. (В.Ю. Баскаков. «Свободное тело.» М. 2017)
7. Раздел «Рубашка ассертивного». Упражнения
- Сказка «Рубашка счастливого». Сказкотерапия. 5 мин.
- «Создание «рубашки ассертивного» (пары). 45 мин. (Р. Дилтс. Коучинг...)
Итогом тренинга общения родителей детей с ОВЗ становится закрепление конструктивного поведения, усвоение моделей безбарьерного позитивного мышления, осознание собственной ценности, развитие стрессоустойчивости и адаптивных способностей. Родители приобретают уверенность в своих силах, становясь «сильным звеном» отчественной инклюзии.
Смотрите также: