Тема «Волшебные сказки». Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить пользоваться литературоведческим понятием «сказка» и выделять особенности волшебной сказки;
учить художественному рассказыванию и пересказу по плану.
Виды деятельности
Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки (чудеса, превращения)
читать выразительно отдельные эпизоды, показывая своё отношение к героям и их поступкам
рассказывать сказку с присказками
сравнивать сказки: волшебные, бытовые, о животных.
Ключевые понятия
- сказка, волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, народная сказка, литературная сказка
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | Ребята, сегодня мы начнём наш урок с игры. Вспомните и назовите произведения. Учитель читает отрывки из произведений, а ученики должны правильно называть произведения. Молодцы! А что объединяет все эти произведения? (Это сказки.) |
2 | 2. Работа со схемой | Правильно! Вспомните нашу схему «Дорогами сказок». Заполним её. Приведите примеры сказок. А какие это сказки? Вспомните, какие виды сказок выделяют. (О животных, бытовые, волшебные.) Работа со словарём-справочником «Книгочей» (автор-сост. Ефросинина Л. А.), стр.109 – 111. |
3 | 3. Работа со схемой | Вспомните и назовите бытовые сказки. Дома вы готовили пересказ сказки «Дочь-семилетка». Проверка домашней работы. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с новым разделом | Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новым произведением «Царевич Нехитёр-Немудёр». Найдите его в учебнике. Слушание русской народной сказки «Царевич Нехитёр-Немудёр» (читают учитель и учащиеся). Выполним модель обложки. Какая эта сказка? Правильно назовите её. Найдите и прочитайте заголовок. Как вы его понимаете? Объясните. Работа с рубрикой «Подсказка». (В древности на Руси было принято давать детям имена-обереги для защиты от злых духов. Считалось, что Некрас вырастет красивым, Нехитёр-Немудёр – умным и сообразительным.) |
5 | 5. Работа с новым произведением | Чтение начала сказки. Что это? Как называется? Работа с рубриками «Обрати внимание», «О присказках». Работа со словарём-справочником «Книгочей». |
6 | 6. Работа с новым произведением | Выполнение заданий 3, 5 в рабочей тетради к сказке «Царевич Нехитёр-Немудёр». (с помощью словаря-справочника «Книгочей»). Вспомните сказки с прибаутками. |
7 | 7. Работа с текстом произведения | Перечитывание сказки, деление её на части (по итогам чтения появляется блок-схема). Первая часть до слов: «Я там во дворе была, так в окошко видела немножко…» Как можно озаглавить эту часть сказки? («Выбор невесты».) Какую авторскую сказку этот отрывок напоминает? Какие обещания давали девицы? Прочитайте. Вторая часть до слов: «А того не усмотрели, что она царевича Нехитёра-Немудёра с собой взяла…» Как можно озаглавить эту часть произведения? («Сыновья царевичи».) Найдите описание сыновей. Перечитайте. Выполнение задания 2 в рабочей тетради. Интерактивное задание. |
8 | 8. Работа с текстом произведения | Третья часть до слов: «Нашли они себе местечко хорошее и стали жить». Как можно озаглавить эту часть? («Волшебное путешествие», «Путешествие по морю», «В бочке по морю».). Четвёртая часть до слов: «Сыновья на неё не наглядятся, она – на них. Разговоров-то, радости-то сколько!». Как можно озаглавить эту часть? («Чудеса на острове», «Чудеса царевича Нехитёра-Немудёра».). Какие чудеса встретились в сказке? Работа со схемой. Чтение отрывков, приведение примеров, описание чудес. Например, ковра-самолёта. |
9 | 9. Работа с текстом произведения | Пятая часть до слов: «И записку перепутал, тоже…». Как можно озаглавить эту часть? («Счастливая встреча».) Какими словами завершается сказка? Прочитайте. Как называется эта часть сказки? (Присказка.) Сколько частей мы выделили в сказке? Вспомним их. |
10 | 10. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Подготовить рассказ о царевиче Нехитёре-Немудёре. Выучить присказку. |