Использование здоровьесберегающих технологий охраны зрения
Четверть учеников оканчивают начальные классы уже в очках. В дошкольном образовании важно сберечь зрение и подготовить зрительный аппарат ребенка к принятию новых, увеличенных школьных нагрузок. Корпорация «Российский учебник», совместно с учителем-дефектологом, кандидатом педагогических наук Элеонорой Кулешовой, представляет цикл материалов об охране здоровья глаз в подготовительных и начальных классах.Зачем внедрять здоровьесберегающие технологии
Основная цель здоровьесберегающих технологий: сформировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее обучение в специально созданных образовательных ситуациях. Это соответствует требованиям, прописанным в федеральном законе «Об образовании в РФ». Тема актуальна как для педагогов, работающих в специализированных организациях, так и для учителей, ранее не изучавших дефектологию и коррекционную педагогику, поскольку теперь специальные условия должны создаваться в любом образовательном учреждении.
Большую роль в сохранении и укреплении зрения, конечно, играет выбор учебных пособий. Специалисты отмечают, что УМК «Тропинки» корпорации «Российский учебник» полностью соответствует основным требованиям. Кроме того, очень важны коррекция и развивающая работа. Рассмотрим подробнее технологии, направленные на профилактику нарушений зрения.
Соблюдение гигиенических правил зрительной работы
-
В утренние часы, когда недостаточно естественного освещения (самого благоприятного), необходимо включать источники искусственного света.
-
Естественный свет должен падать с левой стороны.
-
Если не хватает естественного и дополнительного освещения, возможна организация индивидуального освещения на столе ребенка. Если ученик левша, свет должен падать с правой стороны.
-
Нельзя занавешивать окна шторами (даже прозрачными), поскольку весь солнечный свет должен попадать в кабинет по максимуму. Декоративные элементы можно разместить над или между окнами.
-
Необходимо следить за чистотой стекол: немытые окна задерживают до 30% солнечного света. В холодное время года стекла в учебных комнатах нужно мыть хотя бы изнутри.
-
Переизбыток света влияет негативнее, чем его недостаток, поэтому важно использовать вертикальные жалюзи, чтобы перенаправлять слепящие лучи.
-
Учебные пособия следует выбирать без глянца, бликующих поверхностей.
-
Цветочные горшки можно ставить на подоконники, но они должны быть величиной не более 30 см и располагаться в углах, а не в рабочей зоне.
Большинство правил гигиены, за исключением специфических условий, прописаны в СанПиНах.
Правильная посадка за столом
Для уменьшения зрительного напряжения на общеобразовательных занятиях ребенок должен сидеть по давно установленным правилам:
-
Туловище находится в вертикальном положении.
-
Голова слегка наклонена вперед.
-
Плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола.
-
Руки свободно лежат на столе.
-
Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку.
-
Спина опирается в пояснице на спинку стула.
-
Стол и стул соответствуют росту ребенка (стул заходит на 6-8 см за край стола). Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребенка в положении сидя.
При рассадке в кабинете, к детям с нарушениями зрения нужно подходить индивидуально, в соответствии с показаниями. Ребенка с окклюзией необходимо расположить максимально в сторону заклеенного глаза — так, чтобы открыть обзор свободному глазу. Если у ученика сходящееся косоглазие, следует посадить его так, чтобы сведенный глаз «отходил». Если косоглазие расходящееся, задача свести ось к носу, посадив, насколько это возможно, в сторону открытого глаза. По этим же принципам должны лежать пособия на столе.
Как правильно сидеть за компьютером?
Введение офтальмологических пауз
Игровая коррекционная физкультминутка
Напоминает пальчиковую гимнастику. Пример стихотворной инструкции:
Один, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть.
Мы закроем быстро глазки и отроем их опять.
Чтобы время не терять, будем мы теперь моргать.
А теперь нам надо встать, один пальчик вверх поднять,
Посмотреть вначале вверх, а потом на пальчик.
Руку вытянем вперед. Только не на наоборот.
Но из виду не теряем, к глазкам пальчик приближаем...
Офтальмологическая пауза с предметами
Предмет для гимнастики лучше выбирать в зависимости от темы занятия. Он должен быть крупным, ярким, приближенным к ребенку на расстоянии вытянутой руки. Нельзя, чтобы предмет сливался с одеждой учителя. Предмет или изображение находится в руках у педагога. Учитель продумывает стихотворение и действия так, чтобы дети следили за движущимся предметом.
Пример. Берем изображение птицы, приклеиваем его на палочку. Говорим: «Летели птички собой невелички» и двигаем палочку, показывая, как летела птица. Затем из горизонтальной плоскости помещаем изображение в вертикальную со словами: «Как они садились — все люди дивились». Так выбираем различные позиции, чтобы взгляд ребенка перемещался.
Если в классе есть дети с нарушениями зрения, то проведение офтальмологических пауз должно согласовываться с врачом-офтальмологом.
Комплексы по словесным инструкциям
Педагог перечисляет действия, которые нужно выполнять глазами: «Смотрим вверх», «Смотрим вниз», «Круговые движения» и т.д. Специалисты рекомендуют комплекс, разработанный в институте глазных болезней им. Гельмгольца. В него входят такие упражнения как моргание, фиксация взгляда на кончике нова, взгляд вдаль, фиксация взгляда на межбровном промежутке, фиксация взгляда на правом плече, фиксация взгляда на левом плече, вращение глаз, повороты глаз, концентрация на удаленном предмете и другие.
Существуют комплексы упражнений с использованием интерактивных досок, однако это бесполезное явление, поскольку во время гимнастики ребенок должен отдохнуть от нагрузки на зрение.
Упражнения на зрительных тренажерах
Зрительные тренажеры появились в классах благодаря разработке офтальмолога Владимира Базарного. Система создавалась с учетом оптических условий и требований.
Проводить различные виды зрительных гимнастик нужно как можно чаще. С детьми, имеющими проблемы со зрением (близорукость, дальнозоркость, астигматизм и т.д.) — 6-8 раз в день. Дети с низкой остротой зрения во время гимнастики должны быть максимально приближены к педагогу. Ребенок с окклюзией проводит гимнастику с заклеенным глазом. Другим детям с проблемами зрения лучше снимать очки — но все, конечно, должно быть сугубо индивидуально, с учетом особенностей патологии. Например, если при косоглазии из-за снятия очков увеличивается угол косоглазия, то во время гимнастики снимать очки не нужно.
Главная цель гимнастики — натренировать зрительные мышцы: привести в действие те, которые были бездеятельные и дать отдохнуть мышцам, выполнявшим основную работу. Зрительная гимнастика, в комплексе с другими здоровьесберегающими технологиями, помогает сохранить и скорректировать зрение.