Технологическая карта по урока по теме: "Электрическая цепь и ее составные части"
Цели и задачи урока |
Цель урока: раскрыть сущность составных частей электрической цепи, их назначение и условные обозначения. Задачи урока: а) формирование представлений об электрической цепи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование умений чертить схемы и графы, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат). б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат). в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
|
|||||
Методы обучения: |
репродуктивный, проблемный, эвристический. |
|||||
Формы организации познавательной деятельности |
коллективная, индивидуальная, групповая. |
|||||
Средства обучения: |
учебник, лабораторное оборудование, учебник, домино «Состав электрической цепи», задачник В.И. Лукашика.
|
|||||
Этап урока. Основной методический прием
|
Время (t) |
План урока |
Основные реализуемые учебные действия учащихся на каждом этапе |
Форма работы |
Формируемые универсальные учебные действия |
Формируемые планируемые результаты освоения программы по предмету |
1. Приветствие.
|
2 мин |
Организационный момент. Приветствие учащихся, сообщение темы и цели урока. «Сегодня цель нашего урока рассмотреть состав электрической цепи, определить назначение каждой ее части, а также выяснить роль источника тока в цепи». |
Познавательные Отвечают на приветствие учителя. Записывают тему. Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Целеполагание
|
Фронтальная
|
Познавательные. Выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные. Взаимодействие с учителем Регулятивная. Умение настраиваться на занятие
|
Предметными планируемыми результатами изучения курса является формирование следующих умений (необходимый уровень): знать/понимать
|
2. Повторение пройденного с помощью фронтального опроса
|
4 мин |
Актуализация знаний.
|
Познавательные Отвечают на вопросы учителя Коммуникативные Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Регулятивная Контроль правильности ответов обучающихся Развитие регуляции учебной деятельности |
Фронтальная |
Познавательные. Осуществление актуализации с предыдущего урока Коммуникативные. Взаимодействие с учителем. Регулятивная. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся Регуляция учебной деятельности
|
|
3. Введение в тему с помощью постановки проблемы через эвристическую беседу и демонстрационный эксперимент.
|
6 мин |
Изучение новых знаний и способов деятельности Переход опроса в эвристическую беседу. Итак, у меня есть квадратная батарейка и лампочка. |
Познавательные. Слушание учителя. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Отвечают на вопросы учителя, Выдвигают предположения |
Фронтальная |
Познавательные. Компетенция обучающихся в области физики. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, строить речевое высказывание; умения наблюдать, делать выводы. Выделение существенной информации из слов учителя. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры Коммуникативные. Слушание. Умение слушать и вступать в диалог. Регулятивная. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
|
|
– Посмотрите на лампочку, в ней есть сейчас электрический ток?
|
– Нет, т.к. не горит
|
|||||
– А, что надо сделать, чтобы лампочка загорелась? – Т.е. нужно через нее пропустить ток.
|
– Подключить к батарейке.
|
|||||
– Как же соединить лампочку с батарейкой? – Внимание на лампочку. (Учитель присоединяет одним проводом лампочку с батарейкой. – можно вызвать ассистента из класса) |
– Проводами
|
|||||
– Лампочка горит? – Что же нужно нам сделать, чтобы ток потек по проводнику? – Зачем у лампочки второй контакт, к чему его можно присоединить? |
– Нет. Выдвигают предположения, приходят к правильной версии.
|
|||||
У источника есть и второй полюс. (Учитель или ассистент соединяет верно, лампочка загорелась) – Что наблюдаете? – Устройства которые мы с вами соединили, образовали электрическую цепь. Открытие нового знания. |
– Лампочка горит
|
|||||
– Итак, что будет, если я разомкну цепь? Учитель отсоединяет один конец провода от источника – лампочка гаснет.
|
– Лампочка погаснет Установление причинно-следственных связей.
|
|||||
– А теперь снова замкну (лампочка загорается.) – Ребята, откройте правило, какое же условие должно выполняться, чтобы ток существовал в проводнике? |
– Чтобы ток шел по цепи, а по проводнику распространялось электрическое поле – цепь должна быть замкнута. |
Чтобы ток шел по цепи, а по проводнику распространялось электрическое поле – цепь должна быть замкнута. |
||||
-А как же так, мы только замкнули цепь, а лампочка уже загорелась? Оказывается, электрическое поле от источника по замкнутому проводнику распространяется со скоростью 300000 км/с. |
Записывают. Коммуникативные. Взаимодействие с учителем Регулятивная. Контроль правильности ответов обучающихся. |
Электрическое поле от источника по замкнутому проводнику распространяется со скоростью 300000 км/с.
|
||||
4. Конспектирование записей в тетради и чертеж графа |
4мин |
Запишите: «Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью». Разберем цепь по составу. 1. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. |
Познавательные. Слушают учителя. Записывают. |
Индивидуальная |
Познавательные. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Коммуникативные. Слушание учителя Регулятивная. Регуляция учебной деятельности |
|
– Приведите примеры потребителей… в классе… дома… 2. Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов 3. 4. Замыкающее устройство (выключатель, ключ) |
Называют примеры из жизни
|
Состав электрической цепи:
|
||||
Начертим граф, отображающий состав цепи
|
Чертят схему в тетрадь Коммуникативные Взаимодействие с учителем Регулятивная Развитие регуляции учебной деятельности |
|
||||
5. Работа с учебником |
5 мин |
– А теперь добавим в нашу цепь ключ. Можете быстро срисовать ее в тетради. -Нет. Вот поэтому для элементов цепи придумали специальные условные обозначения. -Откройте учебники стр. 79 и посмотрите рис. 48. Начертим схему нашей цепи. (карандашом и по линейке). А теперь перечертите пожалуйста в тетради все обозначения из учебника. Ваша задача их выучить, ведь и с их помощью вы будите чертить схемы. |
Познавательные. Отвечают на вопросы учителя. У большинства отрицательный ответ. Чертят схему Коммуникативные. Взаимодействие с учителем Регулятивная. Развитие регуляции учебной деятельности |
Индивидуальная |
Познавательные. Выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные. Слушание учителя Регулятивная. Регуляция учебной деятельности. |
Специальные условные обозначения элементов цепи. |
6. Повторение пройденного в форме игры в домино |
7 мин |
4.Первичная проверка понимания изученного «А чтобы вам было легко запомнить, то я вам предлагаю поиграть в домино по данной теме». На 12 карточках с одной стороны изображен элемент цепи, с другой записано название другого элемента цепи. Необходимо найти подходящие карточки и совместить изображение с названием. |
Познавательные. Игровая деятельность пользуясь таблицей учебника или записями в тетради соединить карточки. Коммуникативные. Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Регулятивная. Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. |
Парная или Групповая по 3-4 человека |
Познавательные. Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Отвечают на вопросы Коммуникативные. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Регулятивная. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля |
|
7. Закрепление материала с помощью решения задач |
10 мин |
5. Первичное закрепление – Кто уже запомнил обозначения и готов применять знания на практике, будем чертить схемы из задачника В.И. Лукашика. № 1242 (1007), 1243 (1008), 1245-1247 (1010-1012), 1254 (1019) |
Познавательные. Решение задач Регулятивная. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. |
Индивидуальная |
Познавательные. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Регулятивная. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Осуществление самоконтроля. |
|
8. Обсуждение домашнего задания
|
2 мин. |
6.Домашнее задание Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению § 33, упр.13(№5); по желанию упр.13(№3) |
Познавательные. Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради. Коммуникативные. Взаимодействие с учителем. Регулятивная. Развитие регуляции учебной деятельности |
Фронтальная |
Познавательные. Выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные. Слушание учителя Регулятивная. Регуляция учебной деятельности. |
|
9. Подведение итогов |
4 мин. |
7. Подведение итогов занятия |
Познавательные Отвечают на вопрос учителя |
Фронтальная |
Познавательные. Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Коммуникативные. Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивная. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
|
1) Направление движения каких частиц в проводнике принято за направление тока? |
– положительных
|
|||||
2) От какого полюса источника тока к какому принято считать за положительное направление тока? |
от + к – |
|||||
3) Оценки за работу на уроке. |
Коммуникативные. Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме Регулятивная. Контроль правильности ответов обучающихся |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.