Стихи для Деда Мороза: как подготовить ребёнка к выступлению?
Вести себя хорошо весь год — тот еще квест! Те, кто дошел до финала без помарок, могут рассчитывать на подарок от Деда Мороза. Но для начала хорошо бы вспомнить новогоднее стихотворение и выразительно прочитать его главному волшебнику страны. Преподаватель по технике речи, профессиональный диктор и постоянный спикер «Родительского университета» «Просвещения» Максим Левченко рассказал, как подготовить ребенка к новогоднему выступлению и красиво завершить последнее испытание года.
Изображение: Stroganova, pixabay.com
Выразительно — это как?
Объяснить, что такое выразительность, не так просто: и красноречиво, и пронзительно, и с чувством, с толком, с расстановкой. Как же донести до ребенка мысль, что мы не просто читаем стихи, а читаем их выразительно? Нужно понимать, что при чтении стихотворения мы лично истолковываем смысл прочитанного, с помощью голоса подаем идею и тему, проникаем в суть произведения и раскрываем внутренний мир героя.
Если героиня стихотворения — пушистая, хрупкая снежинка, как передать ее эмоции и переживания? Бросаем спасательный круг в виде голоса и интонации. Превращаем речь из повседневной в ораторскую, делаем ее громче. Не спешить, а замедлиться, быстрый темп сменить на средний, не тараторить, а говорить четче и понятнее.
Для тренировки выразительности нужно делать упражнение. Ниже список слогов, которые ребенок будет «звать» или проговаривать, при этом жестикулируя. Основная задача этого упражнения — выделение слога ударной буквы.
Ба Зо Пу Хи
Ва Ко Ру Ци
Га Ло Су Чи
Да Мо Ту Ши
Жа Но Фу Щи
Ударение — ключ к успеху
– Мама, а как правильно читается: „зАмок“ или „замОк“, „стрЕлки“ или „стрелкИ“?
– Сынок, смотря какое значение слова тебе нужно. Давай посмотрим, что у тебя там написано.
Мама с 5-летним Сережей учат стихотворение к Новому году. Мальчик в растерянности обращается к маме и спрашивает почти про каждое слово. Ему предстоит первое в жизни выступление на новогодней елке. Перед мамой стоит непростая задача — объяснить сыну, почему ударение в слове играет важную роль.
Ударение — ключевой элемент речи и выразительности. Без него чтение стихотворения превращается в бессвязный поток словесного водопада. Научите ребенка делать глубокий вдох, ставить ударение на конкретном слоге и находить ударные звуки. Если ребенок не может найти ударение, нужно выполнить упражнение. Представьте, что вы находитесь в глухом, заснеженном лесу, вокруг тишина. Где-то далеко виднеются слова, которые вы должны позвать. Например, прокричите «зимА» и опускайте при этом руку на ударном слоге, так намного проще синхронизировать речь и тело. Начинать лучше с простых слов и постепенно переходить к более сложным. Очень важно донести до ребенка, что наша речь всегда эмоционально окрашена. Произнося слова, дети должны вкладывать свои чувства и эмоции, тогда строки любого стихотворения будут легко запоминаться и откладываться в долгосрочной памяти.
Стихотворение делятся на строки, чтобы читатели успевали делать вдох и на выдохе читать выразительно. Для тренировки правильного дыхания есть хорошее упражнение. Ниже стихотворение, которое может помочь выполнить задание. Нужно читать каждую строчку и делать выдох в конце. Ребенок должен ставить ударение на нужном слоге в каждом слове, тогда стихотворение прозвучит выразительно.
Скоро, скоро Новый год!
Скоро Дед Мороз придёт.
За плечами ёлочка,
Пушистые иголочки.
Он подарки нам разносит
И стихи читать нас просит.
Ритм — секрет привлекательности
Ритм стихотворения создается длиной строки и ударными звуками. Он вынуждает нас отражать ту интонацию, которая заложена в тексте. Нужно постараться запомнить ритм стихотворения и тренировать эмоциональную подачу. Когда ребенок читает, он старается со скоростью света пробежать все строчки, протараторить тысячу слов за секунду. Но во время чтения стихотворения речь должна звучать медленнее и выразительнее. Стихи неспроста разделены на строки: это помогает читателям придерживаться ритма. Хронология чтения любого стихотворения выглядит так: глубокий вдох — чтение строки с ударением в нужном месте — выдох — пауза. И так по кругу. Когда мы чувствуем и понимаем ритм, любой текст легко запоминается. Огромную услугу ребенку во время чтения может оказать жестикуляция или легкое покачивание.
Маленькая девочка в зефирном платье с кружевами слегка пританцовывает, держится за уголки своего праздничного наряда и читает вслух стихотворение — все мы наблюдали эту картину на новогодних елках. Ребенок может придумать любой жест, который ему будет помогать запоминать ритм и с выражением читать стихотворение.
Ритм — то, чего никак нельзя упускать при чтении стихотворения. Чтобы его поймать, нужно правильно выдыхать и делать паузы. Ниже стихотворение, которое поможет находить нужный ритм и останавливаться в нужном месте, чтобы вдохнуть.
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы — зима настала.
Читайте стихи вместе!
Маленькая Вероника во всем старается быть похожа на маму. Утром по пятнадцать минут наряжается и крутится у зеркала, любуется собой и приговаривает: «Какая я принцесса!». Идет в детский сад и там говорит мамиными словами: «Я сегодня ну так устала, просто валюсь с ног. Сколько еще нужно приготовить! Уму непостижимо». Воспитательницы удивляются артистизму девочки и тому, как по-взрослому она разговаривает.
Дети всегда копируют речь взрослых, стараются подражать им в манере и голосе, повторяют звуки. Когда вы просите ребенка прочитать стихотворение выразительно, покажите, как это нужно делать. Бесконечные просмотры обучающих роликов на YouTube, методички от профессиональных педагогов по литературе, пособия по ораторскому искусству для детей — это прекрасно. Но ничто не сравнится с вашим личным примером. Тренировать эмоциональную подачу стихотворения нужно не раз в неделю, а каждый день, уделяя этому занятию 15-20 минут.
Чтобы помочь ребенку раскрепоститься, нужно выполнять упражнение: отойдите в сторону, на расстояние с которого вы едва ли услышите своего малыша, попросите его: «Говори громче. Я тебя совсем не слышу!». Произносить слова громко, будучи в зажатой позе, достаточно трудно, поэтому ребенок встанет в открытую позицию, и его речь станет выразительнее.
Достичь ошеломительного результата сразу невозможно. Но наберитесь терпения — и помогите детям преодолеть страх перед публичными выступлениями. Тогда все точно получится!