"Спешите делать добро"
Цель: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения, о добром отношении к окружающим людям.
Задачи:
- учить употреблять вежливые слова, прививать этические нормы поведения, общения людей в обществе;
- учить правильному общению;
- способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций;
- воспитывать чувство уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
- Личностные УУД: оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Регулятивные УУД: самостоятельно формировать тему и учебную задачу занятия, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся.
- Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе.
- Познавательные УУД: добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний.
- Предметные: получат представления о добре и доброте, научатся применять их в различных жизненных ситуациях.
Форма организации деятельности детей: деловая игра.
Возраст участников: 10 лет.
Степень вовлеченности: все учащиеся класса.
Дети младшего школьного возраста с самых первых шагов школьной жизни знают о том, что любая посильная помощь бесценна, что добрые дела, совершённые ими, всегда, как маленькие звёздочки, мигают в сердцах людей, о них помнят всегда и благодарят.
Эпиграф к уроку: «Всегда иди дорогою добра»
Оборудование и наглядность: Плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; рисунки кота Леопольда и запись его слов, компьютер, запись песни “Если добрый ты», выставка рисунков.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Задача: настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение.
Под музыкальное сопровождение (Т.Мухаметшина «Песня о Доброте») ребята входят в зал и садятся на стульчики.
– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.
2. Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь?
Эпиграф к уроку: «Всегда иди дорогою добра»
3. Вступительная беседа.
– Дети, послушайте сказку.
Жила была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было на свете жить без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
– Приходи ко мне завтра утром.
Утром пришла любовь в установленное место и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
– Вот, выбирай, сказал дедушка-волшебник.
– Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, Пятую – Доброта (на доске представлены имена девушек)
– Твоя правда, -ответил волшебник, – они все хороши. И ты в жизни ещё встретишься с ними, может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь. Задумалась Любовь. Подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла её за руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.
– А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни (звучит куплет из песни Ю. Энтина « Дорога Добра»)
– По какой дороге пошли девушки?
– Как вы думаете, как звали девушку?
4. Определение темы и целей урока через прослушивание песни «Дорога Добра»
Каждый человек хочет быть счастливым и для этого старается выбрать правильную дорогу. Сегодня мы тоже отправимся в путь по такой дороге. Это и будет дорога добра.
Тема нашего урока так и звучит: «Всегда иди дорогою добра» Это урок посвящен двум, казалось бы, незаметным датам:
16 ноября отмечается Международный день толерантности ,
3 декабря – Международный день инвалидов.
Наша цель:
- вспомнить, что включает в себя понятие «доброта»;
- поразмышлять, что значит быть добрым;
- научиться видеть рядом с собой людей, нуждающихся в доброте;
- мы постараемся определить, нужно ли ждать просьбы о помощи или делать добро самому.
А для этого выполним несколько заданий.
5. Аналитическая беседа.
– Как вы понимаете, что означает слово «Доброта?»
Словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова даёт следующее толкование.
Доброта – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
– А что значит, делать добро другим?
Первый шаг к доброте – это доброе слово.
Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами:
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче…(здравствуй)
Вылез крот на белый свет,
И сказал ежу …(привет)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать…(пожалуйста)
Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Ну…(извините)
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить:…(спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …(добрый день)
Не забудьте, что на прощанье
Говорить всем нужно…(до свидания)
– Молодцы, как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным, приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.
– Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. А в нашем классе все совершают только добрые поступки? (обмен мнениями между учащимися класса)
– Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).
– Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.
У нас на доске висят карточки, выберите только добрые дела.
1) Думать о родителях.
2) Радоваться неудачам ближнего.
3) Стремиться хорошо учиться.
4) Завидовать.
5) Поиграть с малышами.
6) Помогать ближним.
7) Сделать кормушку.
– Молодцы. Вы справились с этим испытанием
6. Работа с литературными произведениями (работа в группах с раздаточным материалом)
Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло, и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым путём.
- С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что надо сказать, лепестки, обрывая?
Как называется сказка такая?
(В.Катаев «Цветик-семицветик»)
- Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Сказка «Лиса и Журавль»)
- Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Сказка «Морозко»)
- Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросил.
Кого-то поймает
И что-то запросит.
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала.
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)
Слово учителя. Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них всё получается, всё исполняется.
В сказках всё получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что не скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.
– Ребята, а вы всегда замечаете вокруг себя тех людей, кто особенно нуждается в человеческой доброте? Задумайтесь об этом (обмен мнениями между детьми)
В наше сегодняшнее не очень лёгкое время столько людей вокруг нас, которые нуждаются в нашей помощи, верят и ждут её от окружающих.
Ежегодно в нашей стране проходят благотворительные акции для всех нуждающихся в нашей помощи. Не остаётся исключением и наша Рязанская область.
С 11 по 24 декабря 2017 года в Рязанской области проходит ежегодная благотворительная акция «Подари детям праздник!». Проект реализуется в регионе с 2009 года в преддверии новогодних праздников.
Его основная цель – привлечение внимания населения к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также оказавшихся в трудной жизненной ситуации
13 сентября в комплексном центре социального обслуживания населения «Семья» прошла очередная благотворительная акция «Продукты в помощь маме» для многодетных малообеспеченных семей, неполных семей и семей, воспитывающих детей с инвалидностью.
В Рязанской области проходит благотворительная акция «С любовью к детям!» В благотворительном марафоне уже приняли 260 организаций и 95 физических лиц и было собрано 2356082, 84 рубля.
В нашем регионе проходит благотворительная акция «Помощь рядом». Проект реализуется Всероссийским Красным Крестом, благотворительным фондом продовольствия «Русь» и министерством социальной защиты населения Рязанской области. В рамках акции многодетные семьи, детские дома и интернаты получат предметы ухода и бытовую химию.
Благотворительная помощь существует и в нашем Скопинском районе:
1. В городе Скопине и в Скопинском районе традиционно стартуют предновогодние проекты и акции. Например, «Подари праздник ребенку!» Новогодние подарки дарят людям, проживающим в Доме-интернате для престарелых и инвалидов, ветеранам педагогического труда, и, конечно, тем, кто ждет этот праздник больше всех – детям (сиротам, ребятам из многодетных семей, находящимся в трудной жизненной ситуации, недееспособным)
2. 27 марта 2017года в Скопинском доме-интернате для престарелых и инвалидов состоялась социальная акция. Предусматривалось внедрение новых методик по уходу за тяжелобольными людьми, расширение возможности оснащения домов-интернатов необходимыми средствами реабилитации, повышение эффективности работы в целом.
За счет проекта оказывается благотворительная помощь пожилым людям, проводятся социальные акции и культурно-досуговые мероприятия.
Благотворительные акции накануне праздника «Дня Победы» проходят и в нашем селе. Учащиеся нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам войны и труда, постоянно ухаживают за памятником Погибшим воинам, новогодние поздравления от школьников для пожилых людей нашего села стали традицией.
Работа с выставкой рисунков.
– А сейчас я предлагаю вам посмотреть на нашу выставку рисунков. Тема «Как мы умеем дружить».
В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.
А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.
Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке (под руководством учащихся учитель разделяет рисунки на две группы)
(Дети работают под музыку «Дорогою добра»)
– А как часто вы, дети, совершали добрые поступки от чистого сердца, от души, просто так, не требуя для себя чего-либо взамен? Какие чувства вы при этом испытывали? (Чувства восторга, огромного счастья, ваша душа пела от сознания того, что вы принесли людям добро, а ещё вам было более приятно, что эта помощь была совершена от чистого сердца. Разве это не великое счастье?)
Просмотр детского мультфильма «Просто так»
7. Коллективное составление аппликации.
Учитель: в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
(На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей)
Учитель: Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).
8. Рефлексия.
– А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты? (Ответы детей).
И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.
– Наше занятие подходит к концу и мне хотелось у вас узнать:
– Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей).
– Что вы запомнили или узнали нового? (Ответы детей).
Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идёт: по дороге «добра» и «света» или по дороге «зла» и «тьмы». У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит» – гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.
В заключение нашего занятия хочу пожелать: приучайте себя к добрым поступкам и у вас все будет хорошо. Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться творить только добрые дела, соблюдать правила, которые мы сегодня сами озвучили.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.