Согласные звуки [с – с’]. Буквы С, с
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Познакомить детей с согласными звуками [с–с’], буквами С, с; отрабатывать навык звукового анализа слов.
— Воспринимать важность учёбы как интеллектуального труда и познания нового.
Виды деятельности
Научить различать звуки [с – с’] и буквы С, с. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Определять наличие в звучащем слове твёрдого [с] и мягкого [с’]. Слушать и понимать речь других.
Ключевые понятия
- Согласный, гласный, мягкий звук, твёрдый звук, звонкий, глухой звук.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап | Начнём сегодняшний урок с загадки. Прочитайте загадку, послушайте произведение. (Звучит музыка П. И.Чайковского «Времена года».) Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Дети слушают отрывок из произведения П. И.Чайковского «Времена года» и определяют по интонации и темпу музыки время года. Варианты ответов.) Закройте глаза и шёпотом скажите, когда это бывает. — Холодно, морозно, метельно, бело. Спит земля под снежным покрывалом. Летят снежинки ажурные, серебристые, белые, пушистые. Это подарок, который подарила нам природа. Покажите мне (дети сидят с закрытыми глазами), что вам очень холодно, вы замёрзли, съёжились. А потом медленно стали согреваться, согрелись, расслабились, вам хорошо и комфортно, и теперь можно открыть глазки. И с таким хорошим настроением приступим к работе. |
2 | 2. Актуализация знаний | Какие вы знаете русские народные сказки, в которых события происходят зимой? — Попробуйте догадаться, из какой сказки прозвучит отрывок. «Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают». |
3 | 3. Актуализация знаний | Соберите из букв разрезной азбуки слово. — Ребята, посмотрите внимательно на буквы этого слова. На какие группы можно разделить эти буквы? (На гласные и согласные.) На какие группы можно разделить согласные? (Дети из букв собирают слово–ключ и отвечают, что это отрывок из сказки «Снегурочка».) Ответы детей: Н С Г Р Ч К — согласные; е у о а — гласные. Варианты ответов детей: Г, Н, Р — звонкие, среди них Г — лишняя буква, так как Н, Р — сонорные непарные; глухие — Ч, К, С, среди них лишняя буква Ч, так как всегда обозначает мягкий звук, непарный. Среди гласных «лишняя» буква Е, так как занимает место в нижнем ряду. |
4 | 4. Актуализация знаний | Сейчас вы послушаете продолжение сказки и попробуете запомнить слова, в которых встречаются звуки [с – с’]. «Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приделали, сверху снежную голову приставили». Дети называют варианты слов. (Старик, принялись, снега, скатали, снежный, сверху, снежную, приставили.) А теперь я буду читать продолжение сказки, а вы хлопайте, как только услышите звуки [с – с’]. «…Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у снегурочки губы порозовели, глазки открылись. Смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка». — Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Согласные звуки [с–с’], буквы С, с.) |
5 | 5. Первичное усвоение новых знаний | Работа по учебнику с. 71. — Ребята, Снегурочка принесла вам задание. Вам нужно прочитать слова и выбрать те из них, которые относятся к спорту и в названиях у них есть звуки [с – с’]. (Спор, спорт, сила, класс, стадион, старт, кросс, праздник, чемпион, спортсмен, лыжник, бассейн, силач) |
6 | 6. Первичное усвоение новых знаний | Разбейте слова в два столбика по твёрдости/мягкости согласного звука. (Спорт, сила, стадион, старт, кросс, спортсмен, бассейн, силач.) |
7 | 7. Первичное усвоение новых знаний | — Прочитайте текст в учебнике (с. 71), озаглавьте его. Согласны ли вы с предложенными названиями текста? Новый стадион. Спортивный праздник. Главный приз. Мы победили! Мы дружим со спортом! Каким видом спорта вы занимаетесь? Что дает человеку спорт? |
8 | 8. Первичное закрепление | Соединить слово с подходящей схемой. Например, даны слова: подарки, зимушка, валенки, загадка, лошадка. Схема одна. Когда большинство будет готово, читаем это слово хором по слогам: ПО–ДАР–КИ. |
9 | 9. Рефлексия (подведение итогов) | Я думаю, что на память о нашем уроке вы тоже захотите иметь свою Снегурочку. Я каждому сейчас положу на парту раскраску, а вы попробуете её оживить. Для этого просто раскрасьте Снегурочку в те цвета, которые вы увидите. А чтобы нам не было скучно, эту работу мы будем выполнять под музыку, а вы подпевайте (звучит «Песня снежинок»). — Итак, что повторяли сегодня на уроке? Что узнали нового? Что понравилось? |