Сочетание звуков [й’у]. Буквы Ю, ю
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Познакомить учащихся с буквами Ю, ю, обозначающими на письме сочетание [й’у].
Виды деятельности
Выделять первую букву и первый звук в предложенных словах. Сопоставлять содержание стихотворения с иллюстрацией к нему. Приводить примеры многозначных слов и объяснять их значение. Анализировать и составлять звуковую схему слова.
Ключевые понятия
- Звук, буква, звуковая схема, многозначные слова.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка учебной задачи | Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! Прочитайте слово. (Юпитер.) Что это слово означает? В древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец всех богов, верховное божество римлян. Крупнейшая планета, вращающаяся вокруг Солнца. Названа в честь древнеримского бога. Как называется планета, на которой мы живём? (Земля.) Изображение Земли в древности В древности люди не летали в космос и представляли Землю в виде большого блюда, которое держат на своих спинах три огромных слона. А они, в свою очередь, стоят на ките. Образ огромного кита встречается в сказках, например П. Ершова «Конёк –горбунок». Изображение Чудо–юдо рыбы–кит (Букварь с. 82.) Учитель читает соответствующий фрагмент сказки. |
2 | 2. Первичное усвоение новых знаний | Сегодня будем говорить о букве Ю. Прочитайте стихотворение. Чтобы «О» не укатилось, — Крепко к столбику прибью. Ой, смотри–ка, что случилось: Получилась... буква «Ю»! На что похожа буква Ю на ваш взгляд? |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Прочитайте слова первого столбика. Чем они похожи? (Первая буква одинаковая.) Чем отличаются? (Количеством букв, слогов.) Произнесите ещё раз эти слова. Какой первый звук? Какой второй? Первая буква в этих словах обозначает два звука [й’у]. Со звука [й’] начинается много русских слов. А вот с буквы Й нет. Поэтому важно помнить, что, если вы слышите в начале слова звуки [й’у], — писать надо букву Ю. Сравните слово юла с его звуковой схемой. Прочитайте слова во втором и третьем столбиках. В четвёртом столбике добавьте подходящие слова. |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Сделайте звуковой разбор слова юнга. Кто такой юнга? (Подросток на судне, обучающийся морскому делу.) |
5 | 5. Первичное усвоение знаний | На доске слова. Прочитайте их. Лают, поют, читаю, рисую, каюта, уют. Раскрасьте букву Ю в красный цвет. Букву, благодаря которой Ю обозначает два звука, раскрасьте в жёлтый. Физкультминутка |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Дополните слоги до слов. Слышите звук [й’] в этих словах? Если Ю стоит после букв согласных, то обозначает один звук. |
7 | 7. Первичное закрепление | Прочитайте слова. (Люк, юла, лаю.) Чем похожи слова? Чем отличаются? Соотнесите слова и схемы. В каком слове букв и звуков одинаково? Почему? |
8 | 8. Первичное закрепление | Эту букву я люблю И запомню к ноябрю: Люстра, ключ, салют... спою. Что за буква? Это... Ю. Посчитайте, сколько букв Ю в стихотворении. Раскрасьте красным цветом только те буквы Ю, которые обозначают два звука. Раскрасьте зелёным цветом буквы, обозначающие согласный мягкий звук. Что заметили? Если Ю стоит после согласного, то он становится мягким. |
9 | 9. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 38. |
10 | 10. Первичное закрепление | Прочитайте в букваре стихотворение. Рассмотрите рисунки. О каком ключе не говорится в стихотворении? Как такие слова называются? (Многозначные.) Приведите примеры таких слов. |