Слова исконные и заимствованные
- наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся
- слова исконные, слова заимствованные, синонимы, антонимы, омонимы, суффикс
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию. Ученики в процессе обсуждения должны прийти к выводу, что многие слова возникают в языке, заимствуются из других языков с появлением новых предметов, явлений в окружающей нас жизни. Обратите внимание. Многие слова, которые воспринимаются как исконно русские, на самом деле в далёком прошлом были заимствованы из других языков, поэтому следует проявлять осторожность в характеристике тех или иных слов, которые называют ученики, а примеры, которые готовит учитель, тщательно проверять по словарю. Весь материал урока носит ознакомительный характер, поэтому не следует требовать от учеников характеристики слова с точки зрения его происхождения. |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» знакомит с исконными и заимствованными словами. Рубрику читает учитель. Важно подчеркнуть, что происхождение слова не является критерием его оценки, например «хорошее — плохое». Ученики уже выяснили, что многие слова появились в связи с тем, что в нашу жизнь вошли какие-то новые предметы. Необходимо также отметить, что не всегда без специального словаря можно определить, исконное слово или заимствованное. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за заимствованными словами; проводится с опорой на толковый словарик. Выполняется фронтально. После прочтения стихотворения учитель спрашивает учеников, знают ли они значения выделенных слов. Если ученики дают правильные толкования, учитель рекомендует им проверить себя по толковому словарику. Если ученикам значения слов не известны, сначала следует предложить им определить значения этих слов по контексту и лишь затем обратиться к толковому словарику. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за заимствованными словами и их возможными эквивалентами; выяснение некоторых причин заимствования слов (например, чтобы передать исконными словами значение, выраженное словом велосипед, потребуется пространное описание). Упражнение проводится фронтально. Если позволяет время, одно из толкований слов, например слова шорты, можно записать в тетради. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (по выбору) в учебнике аналогично упр. 2. Выполняется фронтально. Ученики могут предлагать свои варианты замены слова суффикс, подчёркивая его положение в слове, связь с корнем и т. п. В заключение этой работы необходимо напомнить ученикам важный признак слова (см. урок 16, часть первая): общепризнанность значения, понятность другим. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 в учебнике — повторение: сведения о синонимах, антонимах, омонимах. Выполняется фронтально. |
8 | 8. Закрепление изученного материала | Упражнение 5 в учебнике (по выбору) — повторение: неизменяемые слова. Выполняется фронтально. Названные учениками слова учитель записывает на доске. При выполнении этого упражнения важно подчеркнуть, что все неизменяемые имена существительные — заимствованные слова. |
9 | 9. Словарная работа | Записать слова компьютер, пенал, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Подобрать родственные слова, например компьютерный, пенальчик. Составить предложения и записать самые интересные. |
10 | 10. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Учащиеся прописывают предложенные учителем соединения букв. |
11 | 11. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |