Урок русского языка: эффективные приемы и технологии с сервисом «Классная работа»
В современных уроках встречается противоречие: с одной стороны идет переориентация на личностные и метапредметные результаты, с другой — пока неясно, как эти направления оценивать, и, к тому же, предметные результаты и итоговая аттестация остаются для педагога в приоритете. Цифровые сервисы помогают выйти на предметный результат через интерактив, игру, новейшие технологии, совместив тем самым решение разных образовательных задач. Один из ключевых цифровых продуктов корпорации «Российский учебник» — сервис «Классная работа» на платформе LECTA. Разберем, каким образом его можно эффективно использовать на уроках русского языка.«Классная работа» на уроке русского языка
«Классная работа» — это бесплатный онлайн-банк готовых рабочих программ с конструктором презентаций и основой для календарного планирования. Развивающийся сервис постоянно пополняется новыми рабочими программами, универсальными и дополняющими учебно-методические комплекты. На данный момент по русскому языку представлены рабочие программы к УМК С. В. Иванова для 1-4 классов, УМК А. Д. Шмелева для 7 класса и УМК М. М. Разумовской для 9 класса.
Составляющие «Классной работы»:
-
Доступная навигация. С помощью удобного поиска легко найти нужную программу. Интерфейсы самих уроков просты и интуитивны.
-
Создание индивидуального портфеля. Каждый учитель может сохранять в личном кабинете нужные программы, редактировать их по своему усмотрению, пользоваться ими из года в год.
-
Универсальные средства. Помимо готовых рабочих программ также представлен конструктор, в котором можно создать собственную программу с нуля.
-
Интерактивная и методическая проработка курса. Каждый урок содержит электронные дидактические материалы и методические комментарии к ним, а также общие данные по уроку: цель, задачи, виды деятельности, ключевые понятия.
-
Конструктор учебного занятия. Все составляющие урока — от названия до содержания слайдов доступны для редактирования.
В качестве примера рассмотрим, какие этапы и дидактические электронные материалы представлены в одном из уроков по УМК А.Д. Шмелева.
Этапы урока «Морфемика. Словообразование. Виды морфем (повторение)»
Этап I. Актуализация знаний. Ученики доказывают, что морфема — наименьшая значимая единица языка. Правильность их аргументов проверяется с использованием аудиофрагмента с верным определением.
Этап II. Обобщение и систематизация знаний. Ученики называют известные морфемы, подбирают к ним определения в интерактивном тренажере, а после разбирают по составу глагольные формы (из упр. № 20 учебника).
Этап III. Обобщение и систематизация знаний. Ученики работают с интерактивной таблицей, в которую необходимо перенести слова в соответствии со значениями суффиксов.
Этап IV. Закрепление и первичная проверка. Ученики слушают аудиофрагмент и выписывают прилагательные, распределяя их по группам в зависимости от значения, после выделяют основы и суффиксы. Далее записывают предложение, высказывание А. Н. Тихонова: «Чутье к слову можно развивать в себе только внимательным отношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения». Объясняют постановку знаков препинания в данном предложении, составляют схему предложения; ищут имена существительные, имеющие в своем составе одинаковые суффиксы, и выполняют их словообразовательный разбор; выписывают из предложения все имена прилагательные, выделяют формообразующие морфемы и основы.
Этап V. Работа с дополнительным материалом. Ученики выполняют морфемный разбор подчеркнутых в тексте слов, подбирают к ним по 2-3 однокоренных слова.
Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна. Прощаясь со днем, кое-где с грустью тинькали синички, плакала сойка, стонали гагары. И все-таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги. (В. Астафьев)
Этап VI. Работа с дополнительным материалом. Ученики выписывают из предложений слова, в состав которых входят морфемы с указанным значением, обозначают соответствующую морфему.
-
Налима в шутку называли в Сибири поселенец. (В. Астафьев)
-
Да вдруг как застонет кто-то жалостливо. (И. Тургенев)
-
Следователь долго не отвечал мне. (А. Платонов)
-
Я пришел к нему взволнованный, заранее уверенный в счастливом решении дела Мальцева. (А. Платонов)
-
Они меня перебивают. (М. Зощенко)
-
Я взял булку и отрезал кусок масла. (М. Зощенко)
-
Положил масло на кончик ножа и стал его греть над чаем. (М. Зощенко)
-
Чувствуя головокружительную легкость, она важно думает о происходящем. (Ю. Казаков)
Значения: а) уменьшительно-ласкательное; б) «через»; в) принадлежность; г) начало действия; д) «приближение»; е) «удалить, устранить»; ж) лицо по роду деятельности; з) существительное с отвлеченным значением; и) лицо.
Читайте ещё:
- Памятка учителю: ЭФУ
- Урок географии с LECTA: изучаем возможности и создаем собственное занятие
- Цифровые дидактические материалы
- Курс астрономии по ФГОС: как вести современные уроки астрономии при помощи электронных образовательных ресурсов?
- Как использовать электронные образовательные ресурсы на уроке русского языка?
Почему педагоги выбирают электронные образовательные ресурсы
-
Удобный доступ через интернет, в любой точке, в любой рабочей зоне.
-
Экономия времени при подготовке к уроку, использование подобранных экспертами дидактических материалов.
-
Помощь в построении индивидуального маршрута ученика.
-
Создание собственных уникальных ресурсов.
-
Разнообразие форм и методов использования.
-
Воздействие на все способы восприятия и усвоения информации (визаул, аудиал, кинестетик).
-
Интеграция значительных объемов информации на единый носитель.
-
Отслеживание и направление траектории изучения материала с осуществлением обратной связи.
-
Объективность контроля в выполнении тестовой части.
Вовлеченность в новое, как правило, выстраивается по этапам: Ознакомление -> Интерес -> Оценка значимости -> Практические применения -> Готовность принимать. Предлагаем пройти эти 5 этапов в знакомстве с сервисом «Классная работа».
LECTA в личном кабинете каждого пользователя rosuchebnik.ru
Электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!
Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам «Классная работа» доступны в Вашем личном кабинете (my.rosuchebnik.ru).
Еще не пользуетесь продуктами и сервисами LECTA? Зарегистрируйтесь и активируйте промокод rosuchebnik. Вы сможете получить бесплатно пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.