Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Левитана «Лесистый берег». Русский язык. 6 класс. Разработка урока
Тип урока: традиционный (комбинированный).
Цели учителя: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.
Цели учащихся: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины». Развивать навыки описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной природе через творчество художников-пейзажистов.
Использованные источники:
- Картина И. И. Левитана «Лесистый берег».
- Методика развития речи/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.
- Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи. Учебно-методическое пособие для учителей-словесников. Т. Ю. Перова. Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК 2009.
- Русский язык. 6 кл.: учеб. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др. Дрофа, 2011. М.
Планируемые результаты:
- личностные: положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам.
- регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
- познавательные УУД: перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
- коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
- предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение. Лингвистическая разминка
Фонетический разбор слов «лесистый», «пейзаж».
3. Актуализация знаний
Работа по вопросам:
- Чем описание отличается от других типов речи?
- Что можно описывать?
- Как называется картина, на которой изображена природа?
- Каких художников-пейзажистов вы знаете?
4. Индивидуальная проектная работа
Индивидуальная проектная работа группы учащихся. Слово о И. И. Левитане. (Все остальные записывают основные выдержки.).
5. Работа над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег»
Проблемное слово учителя. Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение.
Совместная работа учителя и учащихся. Учащиеся предлагают сои варианты вопросов и ответы.
– Кто является «героем» нашего с вами разговора на уроке?
(Лирический герой, любящий природу и способный на переживания).
– Какое впечатление производит на вас эта картина?
– Какое время года изображено на картине, время суток?
– Что мы видим на картине?
(Перечисляются образы, созданные живописцем : река, берега, деревья, небо.)
Работа в группах.Подбор рабочего материала.
I группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Река».
II группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Берега».
III группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья».
IV группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо».
V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.
Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.
План |
Рабочий материал |
Вступление |
Может включать, какое время года и суток изобразил художник, какие образы представил на полотне. |
Основные образы: Река Берег Деревья Небо |
Поворачивает, устремляется вдаль; извивается, как змея; вода, как зеркало, отражает… Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью… Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз.. Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное… |
Какие краски использовал Левитан |
Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие… |
Заключение. Почему картина названа «Лесистый берег»? Какое впечатление она вызывает у вас? |
Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы… |
Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.
6. Физкультминутка
7. Речевая подготовка
– Как иначе можно назвать художника?
(Мастер, живописец, автор полотна).
– Как иначе можно назвать картину?
(Полотно, шедевр, произведение искусства).
– Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?
(Желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).
Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.
8. Рефлексия
– Какая была тема урока, цель урока?
– Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания?
– Кого отметим? За что мы можем похвалить сегодня себя и других ребят?
9. Написание сочинения
10. Домашнее задание
Дописать сочинение.