Литературное чтение: воспитание личности ребенка-читателя
Уроки Э. Э. Кац — это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта ученика начальной школы.Элла Эдуардовна Кац, заслуженный учитель России, известный московский педагог, кандидат филологических наук, автор учебников и учебных пособий по литературе: «Хочу отметить, что мы рассматриваем учебники «Литературное чтение». Для нас важно не только научить ребенка читать выразительно и осмысленно, но начать большую психологическую работу по формированию его личности. Сегодня мы продолжаем чтение раздела «Авторские сказки». Первая сказка в этом разделе «Храбрый портной» Братьев Гримм. Братья Гримм – немецкие филологи, члены Академии, но свою жизнь посвятили собиранию фольклора, который обработали и издали в двух томах. На основе этих сказок созданы произведения известные во всем мире».
Линия УМК Э. Э. Кац. Литературное чтение (1—4)
Учебники построены по модульному принципу: подборки художественных произведений объединены сквозными темами и общей нравственной проблематикой, соответствующей возрастным особенностям учеников. Дети знакомятся с многообразием литературных жанров, учатся работать с текстом: обобщать, систематизировать, пересказывать, выражать отношение к прочитанному, заниматься собственным литературным творчеством.
Давая комментарии по текстам учебника, автор обращает внимание на необходимость решения важнейшей психологической задачи — воспитание личности ребенка-читателя.
Этому способствует, во-первых, постоянное обращение к жизненному опыту ребенка, что в методическом освещении означает: 1) спрашивать о подобной ситуации в жизни и о людях с похожим характером; просить вспомнить похожие истории из других книг; 2) видеть вопросы учебника как открытые (с несколькими ответами); 3) не поправлять ответы детей, а выслушивать.
Во-вторых, осознавать бесконечную ценность воображения ребенка, без которого не получится хорошего читателя, то есть: 1) чаще предлагать разговор по продуцирующему началу «представь себе/себя…»; 2) обсуждать непонятные слова; 3) рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом, рисовать свои.
В-третьих, начинать учить понимать авторскую позицию: 1) как автор относится к герою, откуда узнаем; 2) где слова автора, а где персонажей? Чтение по ролям как средство создания характера/выражения отношения (темп, интонация); 3) работа с концовкой: опустить, придумать свою, сравнить с авторской; 4) пересказ истории от лица любого персонажа.
В-четвертых, присматриваться к слову — как оно звучит в стихотворении (работа с рифмой, ритмом).
В-пятых, даже для маленьких детей доступно понимание внутреннего состояния героя. Им должно быть открыто, почему человеку бывает тяжело и что помогает снять тяжесть. Доверительного разговора будет удостоен только учитель, ценящий рефлексивные высказывания ребенка. Полезное задание — «спроси у старших».
Наконец, пора учить пониманию жанров: когда в ряду одинаковых текстов появляется похожее, но «не такое» (в учебнике — на примере колыбельных). Рассказ или сказка — тема разговора.
…И хотя эти разные задания «пристроены» в учебнике к соответствующим разделам и подходящим текстам, учитель всегда держит в голове их совокупность, готовый пустить в ход то или иное, если спонтанно возникла подходящая ситуация.
Записала Людмила КОЖУРИНА
Рекомендуем прочитать:
- Профстандарт педагога: апробация, особенности и перспективы внедрения
- Методическая помощь учителям начальных классов