Современный тренд: инклюзивное образование
Сегодня у детей с ОВЗ появляется всё больше возможностей. Но по-прежнему есть родители, которые не имеют опыта взаимодействия с такими детьми, и в этой области могут чувствовать себя «за бортом».
В строгом смысле этого слова, любое обычное современное образование инклюзивно. В классах учатся мальчики и девочки (был довольно долгий период в образовании, когда это было не так), дети из разных районов Москвы, иногда даже дети, которые плохо знают язык, на котором преподают в школе. И все чаще встречаются занятия, на которые ходят дети разного возраста. Сейчас внимание направлено скорее на выстраивание собственной образовательной траектории, чем на «причесывание» всех под одну гребенку.
При этом педагоги встречаются с различными родительскими позициями по этому вопросу. Почему родители здоровых детей боятся инклюзивного образования? Вопрос здоровья более чем относителен. Очень часто у достаточно здоровых детей есть различные особенности, которые в современных условиях никак не влияют на образовательные возможности для ребенка. Но если представить себе ситуацию, что, например, аллергии, кожные реакции или что-либо другое могли бы быть причиной того, что ребенок не может посещать школу с другими детьми... Согласитесь, это звучит странно и даже обидно. Возможно, в ближайшем будущем будет сложно себе представить, что ребенок, который передвигается на коляске, не мог бы учиться в обычной школе. В этой статье мы обсудим вопрос, почему родители здоровых детей против инклюзии.
Читайте также:
- Дети с ОВЗ, или Школа, открытая для всех
- Инклюзивное образование обеспечивает социальный лифт для детей с ОВЗ и делает добрее здоровых детей
Рассмотрим основные страхи и стереотипы родителей относительно инклюзивного образования, а также то, как сотрудники школы могут взаимодействовать с родителями, чтобы облегчить адаптацию детей к инклюзивному образованию.
Основные принципы работы с родителями:
- Сотрудничество. Родители хотят для своих детей лучшего. Иногда это бывает неудобно школе, но включенные, заинтересованные родители — это партнеры школы в решении многих сложных вопросов.
- Обозначение бонусов инклюзивного образования, как для детей, так для родителей и семей.
- Честное обсуждение возможных трудностей и вариантов их решения.
Чего боятся родители и как с этим работать в рамках школы
- Неизвестность.
- Текст и/или видео для родителей про детей с ОВЗ и ответы на наиболее популярные вопросы, в том числе, почему в конкретной школе появляется возможность обучения для детей с ОВЗ, как это повлияет на учебный процесс. Можно использовать отзывы детей, у которых уже есть подобный опыт, о том, что они думают про инклюзию в школе, и другие материалы.
- Выступление на родительском собрании, а лучше, организация дополнительной встречи по теме ОВЗ (возможно, с трансляцией и записью или конспектом — для тех, кто не сможет в ней участвовать).
- Работа с родителями детей с ОВЗ. Очень важно не только работать с детьми, но и включать родителей детей с ОВЗ в родительское сообщество школы. Можно пригласить внешних специалистов. Для подобной задачи хорошо подходит технология «Круги сообществ».
- Тренинг-знакомство с темой ОВЗ для родителей и/или детей. На такое занятие можно пригласить специалистов, которые занимаются этой темой. Например, РООИ «Перспектива», или других. Такое занятие можно сделать в игровой форме, и тему ОВЗ включить в ряд других тем (т.е. не обязательно посвящать ей все время).
- Индивидуальные встречи с родителями, у которых появились дополнительные вопросы.
- Ущерб для своего ребенка.
- Информирование (см. предыдущий пункт). Считается, что инклюзивное образование много дает как раз «обычным» детям. Это и понимание, как устроен мир, и более взрослая позиция, и умение помогать другим, и, что немаловажно, умение увидеть, что кому-то нужна помощь и т.д.
- Партнерская позиция школы: открытое обсуждение родительских страхов и опасений. (Как планируется организовать подобное обучение в вашей школе?)
- Обсуждение ситуаций, когда что-то может пойти не так. Какие действия сможет предпринять школа, а какие — родители? Часто в новых вопросах происходит замалчивание проблемных зон. Обычно такое бывает, когда нововведение уже рекомендовали школе к исполнению, но сами сотрудники пока плохо понимают, как именно это будет происходить. В этих ситуациях стоит опираться на опыт коллег и специалистов в данном вопросе. Вы можете попросить родителей говорить вам об изменениях, которые они заметят. И обращаться, если они увидят первые негативные проявления. В этом случае вы встретитесь с сотрудничеством со стороны родителей, но не с жалобой в департамент образования.
- «Мне страшно, что с моим ребенком что-то может случиться, я не хочу об этом думать».
Страх неизвестности — один из важных человеческих страхов. Люди всегда боялись других народов, языков, религий, людей, которые выглядят или ведут себя по-другому. Кстати, подобные страхи могут быть также и у педагогов, которые разговаривают с родителями о пользе интеграции. Возможно, люди не встречались раньше с инвалидностью. Или встречались, и это оказалось как-то некомфортно. Что такое дети с ОВЗ? Какие они? Какие у них образовательные потребности? Не заразится ли мой ребенок? Будет ли мой ребенок должен ухаживать за ребенком с ОВЗ (далее может следовать вопрос: «и с какой стати?!»).
Стратегия работы:
На первых порах максимально эффективна стратегия качественного информирования, — это достойная профилактика большого количества различных сложностей. Если в вашу школу приходит ребенок с ОВЗ и есть вероятность того, что родители других детей негативно воспримут это, стоит уделить внимание многоуровневому оповещению. Например, это может выглядеть так:
Чем больше открытости проявляет школа, тем больше родители будут сотрудничать, и тем меньше вероятность в течение года встретиться с иррациональными страхами и непониманием в этой теме. К тому же родители, которые позитивно или нейтрально воспринимают тему инклюзивного образования, смогут транслировать свое отношение детям, и это снизит вероятность конфликтов в классе.
Многие родители переживают, что с приходом в школу ученика с ОВЗ их ребенок каким-то образом пострадает. Например, ему будет доставаться меньше внимания педагога, учебная программа упростится и он потеряет интерес к учебе, или будет вынужден постоянно быть «нянькой» для ребенка с ОВЗ, или произойдёт что-то ещё. Большинство этих страхов основано на том, что родители, а иногда и сами педагоги, не понимают, как устроено инклюзивное образование.
Стратегия работы:
Родители — люди с особой чувствительностью к детям. Возможно такое, что некоторым родителям действительно сложно встречаться с проявлениями ОВЗ у детей, потому что есть иррациональный страх, что подобное может произойти и с его ребенком. «Не хочу видеть это, говорить об этом, и пусть этого не будет совсем, а все дети будут здоровыми». В этой ситуации дети могут легче и быстрее адаптироваться к интеграции, чем родители. А родителей может охватывать паника в момент, когда они видят играющих веселых детей вместе с ребенком с ОВЗ.
Стратегия работы:
В этой ситуации логические доводы обычно не работают. Здесь нужна поддержка, обращение к жизненному опыту родителей, а также работа со специалистом. Может помочь встреча с психологом, если он есть в школе. Возможно, в опыте родителей есть ситуации, в которых был риск для жизни или здоровья их ребенка. Конечно, общение и дружба с ребенком с ОВЗ никак подобным рискам не способствует. Но если есть подобные страхи, то родителям нужна очень бережная поддержка.
Инклюзия – это современно. Очень важно, чтобы у родителей была возможность высказать свои опасения, тревогу и получить ответы на вопросы. Чем больше представители школы проявляют открытости и готовности сотрудничать, в том числе по теме ОВЗ, тем легче проходит адаптация детей и родителей к новому современному формату в образовании.
Читайте также:
- Как организовать инклюзивное образование в обычной школе
- Аутизм – синдром века: что должен знать педагог об инклюзивном обучении детей с РАС?