ОГЭ по обществознанию: план подготовки
ОГЭ по обществознанию выбирают большинство девятиклассников — по их мнению, это один из наиболее простых экзаменов. Однако такое мнение ошибочно: вопросы по обществознанию подразумевают не только опыт социальной жизни, но в большей степени знание теории и умение работать с материалами (например, с текстами). В одном из вебинаров корпорации «Российский учебник», автор учебно-методических пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию Роман Пазин разобрал задания КИМ и представил этапы подготовки к ОГЭ.План подготовки
-
Помните, что подготовка к ОГЭ по любому учебному предмету не может быть оторвана от изучения этого предмета в основной школе.
-
Выберите подходящие пособия для подготовки к ОГЭ. Учебники под редакцией Г.А. Бордовского составлены с учетом предстоящих экзаменов. Апробировать электронные версии учебников можно на платформе LECTA.
-
Проведите стартовую диагностику.
-
Проводите систематическую рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела).
-
Формируйте определенные предметные умения поэтапно, через задания для ОГЭ по обществознанию.
-
Обратите особое внимание учеников на критерии оценивания заданий второй части.
-
Возьмитесь за варианты КИМ по обществознанию на завершающей стадии подготовки к экзамену. Непосредственно изучение работ нужно в первую очередь для того, чтобы отработать темп выполнения, привыкнуть к формату записи ответов, закрепить сформированные приемы выполнения конкретных заданий.
Разбор заданий первой части
Изменения в структуре КИМ не наблюдаются. Новая форма аттестации ОГЭ в первой части включает 25 заданий, 20 из которых предусматривают выбор одного правильного ответа. Разделы обществознания в работе представлены равномерно.
Вопросы первой части можно разделить на три типа:
- Задания на знание положений курса (их в работе 9)
Пример: Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по этническому признаку?
1) россияне 2) ростовчане 3) русские 4) пассажиры
Типичная ошибка: не разделять территориальный признак и этнический. Иногда учащиеся невнимательно читают задание и не отталкиваются от признака, заданного условием. При подготовке нужно разбирать не только правильный ответ, но остальные варианты: какой признак заложен в социальных группах, которые в данном случае не относятся к верному ответу?
- Задания на обращение к социальным реалиям (их в работе 5)
Пример: В городе Z. традиционно женщины работали на многочисленных текстильных фабриках. С наступлением промышленного подъема такие предприятия стали расширять объемы производства и набирать дополнительных работников, в связи с чем на рынке оказался востребованным труд профессиональных нянь. Этот пример иллюстрирует ситуацию на рынке
1) недвижимости 2) труда 3) товаров и услуг 4) предпринимательском
Типичная ошибка: спутать рынок труда с рынком товаров и услуг. Чтобы ее избежать, необходимо повторять виды рынков.
- Задания на анализ двух суждений (их в работе 6)
Пример: Верны ли следующие суждения?
А. Государственный бюджет Российской Федерации принимается в виде закона.
Б. С помощью государственного бюджета РФ перераспределяется значительная часть национального дохода.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Типичная ошибка: излишняя категоричность, которой нет в самом задании. В данном случае первое суждение довольно простое, а вот со вторым могут возникнуть сложности. Чтобы разобраться, нужно выделить ключевые слова и рассуждать логически, например: «Каждый ученик ходит в школу — верное суждение. Ученик ходит в школу каждый день — неверное».
Больше интересных материалов:
- Изменение в ЕГЭ-2019 по обществознанию
- Демоверсия ОГЭ-2019 по обществознанию
- Демоверсия ЕГЭ-2019 по обществознанию
- ЕГЭ по обществознанию: разбор досрочного варианта
- Подготовка к ЕГЭ: эссе по обществознанию
В заданиях 21-25 проверяются не только предметные, но и матапредметные результаты.
-
№ 21 — задание на сравнение. Для успешного выполнения нужно понять, что с чем сравнивается.
-
№ 22 — задание на установление соответствий. Тут очень важен элемент самопроверки, который относится к личностным результатам. Все варианты должны быть задействованы, и понимание этого поможет ученику избежать ошибок.
-
№ 23 — задание на умение работать с нетекстовым материалом (таблицами, графиками, диаграммами). При соответствующих метапредметных навыках школьник может справиться даже без теоретических знаний.
-
№ 24 — задание на выводы. Отрабатывайте его как можно чаще, ученикам нужна практика.
-
№ 25 — задание на установление фактов и мнений. С такими вопросами ученики, как показывает статистика, справляются хорошо. Главное для школьника усвоить, что любой прогноз является мнением.
Разбор заданий второй части
Во второй части ОГЭ по обществознанию представлен текст — научно-популярный или на правовую тему. Вокруг него выстроены последующие задания:
№ 26
Обычная формулировка: «Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста)». Составление плана необходимо отрабатывать из урока в урок.
Советы ученику:
-
Внимательно прочитайте текст, определите главную мысль, выделите основные идеи текста.
-
Сформулируйте названия пунктов плана так, чтобы они полно раскрывали мысль автора, соответствовали логике содержания.
-
Количество выделенных фрагментов может быть различным, в системе оценивания нет конкретного числа пунктов плана.
-
План может быть простым или сложным, но в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать логика
№ 27 и 28
Задания требуют извлечения из текста информации. Для этого экзаменуемому нужно прочитать текст, найти в нем ответ на вопрос (в отдельных случаях — пояснить свой ответ) и грамотно, четко записать ответ в бланк ОГЭ. В самих вопросах содержатся ключевые слова, которые помогут найти ответы. Тот фрагмент текста, в котором содержатся ключевые слова, как правило, и содержит ответ на задания 27 и 28.
№ 29
Задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта школьника.
№ 30
Задача, которая чаще всего имеет самостоятельное развернутое условие и проверяет целый комплекс умений: соотношение отдельных фактов и социальных процессов, применение знаний курса, дополнение знаний курса информацией из предложенного источника, применение источника социальной информации для решения проблемы и др.
№ 31
Задание предполагает формулирование и аргументацию экзаменуемым собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни, связанному с содержанием текста. Перед школьником ставится задача рассмотреть текст в новом ракурсе. Единственного верного ответа быть не может: согласие или несогласие с приведенной в задании точкой зрения является правильным. Оцениваются здесь приведенные аргументы — их ясность, логичность, согласованность с обществоведческими знаниями и содержанием текста.
#ADVERTISING_INSERT#