Подготовка к ЕГЭ по географии. Разбор задания 33
Приглашаю вас к занятию по подготовке к ЕГЭ по географии. Сегодня мы рассмотрим задание№33 по теме «Численность, естественное движение населения России».Оно является предпоследним в ЕГЭ. Уровень сложности задания – высокий. За правильное выполнение присваивается до 2 баллов. На экзамене примерное время, которое отводится на выполнение 33-го задания – до 15 минут.
Тема: «Численность, естественное движение населения России».Сегодня мы познакомимся с материалом «Определение показателя естественного прироста населения ≻.
Я думаю, что все вы уже ознакомились с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года на сайте ФИПИ. На слайде вы видите пример задания №33.
Задание № 33
На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы государственной статистики.
Численность и естественный прирост населения Пермского края
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек |
2 641 016 |
2 633 550 |
2 631 073 |
Среднегодовая численность населения, человек |
2 637 570 |
2 632 312 |
Нет данных |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год |
–3067 |
–1670 |
Нет данных |
Проанализировав эти данные, определите:показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2011 г. для Пермского края. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.
Для работы нам потребуется непрограммируемый калькулятор, который входит в перечень дополнительных устройств и материалов, пользование которыми разрешено на ЕГЭ.
Итак, какие же базовые понятия и формулы нам необходимы для решения задач.
1) Естественный прирост - это разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени (например, за год).
Естественный прирост населения служит наиболее общей характеристикой интенсивности роста населения, измеряется обычно коэффициентом естественного прироста населения на 1000 жителей в год. Может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательный естественный прирост населения означает, что в стране умирает больше человек, чем рождается (то есть естественная убыль населения).
2) Формула: ЕП = Р – С, где
ЕП — естественный прирост
Р — рождаемость (количество рождённых людей на1000жителей),
С — смертность (количество умерших людей на 1000 жителей).
3) Естественный прирост измеряется в промилле (‰).
Промилле (‰) соответствует одной тысячной доле числа
0,001→ 1 ‰
4) Рассчитать естественный прирост в промилле можно по формуле:
ЕП = ((Р – С)/Н) ×1000
ЕП — естественный прирост (коэффициент),
Р —количественное значение рождаемости (численность рождённых, чел.),
С — количественное значение смертности (численность умерших, чел.),
Н — среднегодоваячисленность населения (чел.).
5) Как округлить десятичную дробь до целого числа?
Чтобы округлить десятичную дробь до целого числа, необходимо дробную часть отбросить, обратив внимание на цифру, стоящую первой после запятой:
если она меньше 5, целое число остаётся без изменений
если равняется или больше 5, целое число увеличивается на 1.
6) Посмотрим, как работают правила округления на примерах.
Необходимо округлить до целых число 75,381.
Первая цифра после запятой 3. Она меньше пяти, поэтому целое число оставляем без изменений.
Поэтому ответ: 75,381 ≈ 75.
162,592. Первая цифра после запятой равняется 5. Целую часть увеличиваем на единицу.
Ответ: 162,592 ≈ 163.
159,925. Цифра после запятой равняется 9, она больше 5. К целому числу добавляем единицу.
Ответ: 159,925≈160.
7) Запомни!
При перемножении одного положительного и одного отрицательного числа результат всегда будет отрицательным числом.
1000 × (–4) = –4000
при делении двух чисел с разными знаками — ответ будет со знаком «–».
–12 : 6 = –2
Разбор заданий
Задание 33 (из демонстрационного варианта)
На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы государственной статистики.
Численность и естественный прирост населения Пермского края
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Численность постоянного населения на 1 января, человек |
2 641 016 |
2 633 550 |
2 631 073 |
Среднегодовая численность населения, человек |
2 637 570 |
2 632 312 |
2 633 176 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год |
–3067 |
–1670 |
1478 |
Проанализировав эти данные, определите:показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2011 г. для Пермского края. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле.
Решение:
1) Значение показателя ЕП за 2011 год разделить на среднегодовую численность населения и умножить на 1000
(–1 670: 2 632 312) × 1000 ≈ -0,00063 × 1000 = –0,63
2) Полученный результат округлить до десятых долей промилле: –0,63 ≈ –0,6‰
Ответ: –0,6‰
Задание 1
Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2009 г. для Смоленской области.
Численность и естественный прирост населения Смоленской области
Показатель
|
2008 г. |
2009 г. |
Среднегодовая численность населения, человек. |
978683 |
970063 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год. |
–9389 |
–8174 |
Полученный результат округлите до целого числа.
Решение:
1) Значение показателя ЕП за 2009 год разделить на среднегодовую численность населения и умножить на 1000
(–8 174 : 970 063) ×1000 ≈ –0,0084 ×1000 = –8,4
2) Полученный результат округлить до целого числа
–8,4 ≈ –8‰
Ответ: –8‰
Задание 2
Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2008 г. для Мурманской области.
Численность и естественный прирост населения Мурманской области
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
Среднегодовая численность населения, человек |
853 949 |
846 691 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год |
–1190 |
–1060 |
Полученный результат округлите до целого числа.
Решение:
1) Значение показателя ЕП за 2008 год разделить на среднегодовую численность населения и умножить на 1000
(–1 060 : 846 691) ×1000 ≈ –0,00125 ×1000 = –1,25
2) Полученный результат округлить до целого числа
–1,259 ≈ –1 ‰
Ответ: –1 ‰
Задание 3
Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2008 г. для Архангельской области.
Численность и естественный прирост населения Архангельской области
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
Среднегодовая численность населения, человек. |
1 276 032 |
1 266 957 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год. |
–3 668 |
–3 322 |
Полученный результат округлите до целого числа.
Решение:
1) Значение показателя ЕП за 2008 год разделить на среднегодовую численность населения и умножить на 1000
(–3 322 : 1 266 957) × 1000 ≈ –0,0026 ×1000 = –2,6
2) Полученный результат округлить до целого числа
–2,6 ≈ –3 ‰
Ответ: –3 ‰
Задание 4
Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2010 г. для Рязанской области.
Численность и естественный прирост населения Рязанской области
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Среднегодовая численность населения, человек |
1 154 590 |
1 151 697 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год |
–8930 |
–9120 |
Полученный результат округлите до целого числа.
Решение:
1) Значение показателя ЕП за 2010 год разделить на среднегодовую численность населения и умножить на 1000
(–9 120 : 1 151 697) ×1000 ≈ –0,0079 ×1000 = –7,9
2) Полученный результат округлить до целого числа
–7,9 ≈ –8 ‰
Ответ: –8 ‰
Задание 5
Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2010 г. для Владимирской области.
Численность и естественный прирост населенияВладимирской области
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Среднегодовая численность населения, человек |
1 434 923 |
1 436 063 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год |
–10 856 |
–10 540 |
Полученный результат округлите до целого числа.
Решение:
1) Значение показателя ЕП за 2010 год разделить на среднегодовую численность населения и умножить на 1000
(–10 540 : 1 436 063) ×1000 ≈ –0,0073 ×1000 = –7,3
2) Полученный результат округлить до целого числа
–7,3 ≈ –7 ‰
Ответ: –7 ‰
Задание 6
Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2010 г. для Воронежской области.
Численность и естественный прирост населения Воронежской области
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Среднегодовая численность населения, человек |
2 265 830 |
2 298 423 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год |
–15 022 |
–15 963 |
Полученный результат округлите до целого числа.
Решение:
1) Значение показателя ЕП за 2010 год разделить на среднегодовую численность населения и умножить на 1000
(–15 963 : 2 298 423) ×1000 ≈ –0,0069 ×1000 = –6,9
2) Полученный результат округлить до целого числа
–6,9 ≈ –7 ‰
Ответ: –7 ‰
Задание на дом
Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения в ‰ в 2010 г. для Ивановской области.
Численность и естественный прирост населения Ивановской области
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Среднегодовая численность населения, человек |
1 069 806 |
1 063 814 |
Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год |
–8 497 |
–8 526 |
Полученный результат округлите до целого числа.
Мы рассмотрели с вами задание 33 ЕГЭ.Все сегодняшние задания были взяты из открытого банка заданий на сайте ФИПИ, раздел «География России».
Наше занятие хотелось бы закончить словами: «Дорогу осилит идущий».
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.