Структура современного урока астрономии
Учитель физики и математики высшей категории Галина Елькина раскрыла в вебинаре основы современного урока астрономии. Его подготовка и проведение, конечно, включают планирование образовательных результатов, самостоятельный поиск материалов учениками и побуждение ребят взаимодействовать в группе.Учитель «второго поколения»
Школы остро нуждаются в учителях, которые отвечают актуальным требованиям: могут целенаправленно обучать детей универсальным и предметным действиям, инициировать активную деятельность на уроках, использовать новейшие технологии. Курсы и учебные пособия корпорации «Российский учебник» созданы, чтобы помочь педагогам с физико-математическим образованием организовать продуктивные уроки по астрономии. Рассмотрим структуру таких уроков.
Читайте также:
- Астрономия в школе: 5 актуальных вопросов
- Методическая помощь учителю астрономии
- Время астрономии: зачем нужен этот предмет в школе?
- Структура современного урока астрономии
- Как подготовиться к олимпиаде по астрономии
Общая структура современного урока астрономии
- Мотивация к деятельности: постановка предметных и метапредметных целей.
- Актуализация полученных ранее знаний.
- Пробное учебное действие по новой теме.
- Поиск сложных мест в работе с новой информацией.
- Нахождение путей и способов выхода из затруднений.
- Реализация решения. (Противоречивая ситуация – тоже результат)
- Первичное закрепление успешного результата работы.
- Самостоятельная деятельность ученика с проверкой результатов работы по эталону (как правило, домашнее задание).
- Включение новой темы в систему применения знаний, в список задач для проектных работ.
- Анализ и оценивание деятельности учеников на уроке.
Уроки астрономии можно разделить на несколько видов, их структуры будут отличаться. Разберем подробнее, как последовательно и эффективно обеспечить усвоение материала и диагностику знаний.
Уроки исследования и освоения новых знаний
Деятельностная цель: сформировать умение пользоваться новыми способами действия.
Содержательная цель: расширить понятийную базу новыми элементами.
- Мотивирование ученика. Школьник должен захотеть познакомиться с новым материалом, знать нужные для этого ресурсы, понимать, что необходимо делать для получения знаний.
- Формулировка цели и темы. В идеале, это делают сами ученики.
- Формулирование гипотезы и плана действий.
- Проверка гипотезы через наблюдение, эксперимент, лабораторную работу.
- Первичное закрепление знаний через контекстное чтение, диалог, анализ фрагмента фильма. Для этого можно использовать модные, интересные ученикам книги и видеоролики.
- Планеты Солнечной системы
- Технологическая карта урока астрономии по теме: «Солнце: его состав и внутреннее строение»
- Технологическая карта урока по астрономии на тему "Наша Галактика"
- Экспедиция на Марс
Уроки рефлексии
Деятельностная цель: сформировать способность к рефлексии контрольно-коррекционного типа.
Содержательная цель: закрепить и скорректировать изученные действия.
- Подготовка к коррекционной работе. Здесь первоочередное не желание выполнять деятельность, а понимание ее необходимости.
- Формулирование темы и цели. Основано на том, что ученики усвоили на предыдущем уроке.
- Формулирование гипотезы и плана действий по фиксации алгоритма работы, собственных затруднений, причин ошибок.
- Обобщение и отработка способов действия. Можно переносить на домашнюю работу.
Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: научить формулировать выводы, структурировать и обобщать информацию.
Содержательная цель: построить обобщающие нормы действий и определить теоретические основы содержательных и метапредметных линий урока.
- Мотивирование ученика. Школьнику необходимо стремиться к развитию своих способностей.
- Формулировка темы и цели на основе последующих задач.
- Закрепление информации через размышление, диалог, решение различных типов задач. В том числе – задач по астрономии из реестра заданий ЕГЭ по физике.
- Включение новых действий в систему знаний через обобщение.
Смотрите также:
- Астероидная опасность - новая тема в курсе астрономии
- Подготовка к ЕГЭ: задания по астрономии
- Преподавание астрономии как отдельного предмета
- Преподавание астрономии как отдельного предмета
- Актуальные вопросы преподавания астрономии: современные дидактические требования и методика проектирования урока
Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: сформировать способность к осуществлению контроля.
Содержательная цель: построить механизм контроля и самоконтроля.
- Формулировка заданий на дом (контрольные, зачетные, лабораторные работы).
- Предоставление ученикам обоснованного эталона.
- Сопоставление домашней работы с содержанием учебника.
- Обсуждение критериев контроля и оценки результатов.
Общие советы педагогу
- Для мотивации учеников и лучшего восприятия ими информации представляйте интересные факты, значимые для современного подростка.
- Учебник используйте только как источник первоначальных сведений и опору для выполнения домашних заданий.
- При возможности, организуйте наблюдение за небесными телами и обсуждение увиденного.
- Составляйте задания для проектной деятельности с учетом профильного направления класса.
Изучение астрономии становится особенно важным для учеников, когда в процессе они приобретают жизненный опыт – например, в ходе мыслительной деятельности путешествуют, оказываясь в разных уголках мира.