Как адаптировать ребенка к детскому саду. Отвечают специалисты
Глубокое детство очень значимо в последующей жизни человека. И оно не должно быть травматичным. Однако приходит пора вести ребенка в детский сад, а там и в школу. Как помочь поменьше страдать на социальных переходах?
В студии корпорации «Российский учебник» прошла встреча в рамках круглого стола для родителей. Участники: Лариса Шавлохова, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, Тимофей Пирогов, родитель, отец троих детей, Виктория Кожевникова, президент Ассоциации Фрёбель-педагогов, кандидат педагогических наук. Они отвечали на вопросы с сайта корпорации. На этот раз отобрали вопросы о развитии ребенка 3–10 лет.
|
Звуки и буквы. 3-4 года. Учебное пособие. УМК Ступеньки к школе Данное пособие (ч.1) входит в УМК "Ступеньки к школе" и предназначено для развивающих занятий с детьми 3-4 лет. Разнообразные игры-задания позволят взрослым организовать интересные и увлекательные занятия по речевому развитию детей. УМК "Ступеньки к школе" является уникальной программой всестороннего развития дошкольников, учитывающей индивидуальные особенности развития детей. |
«Как адаптировать ребенка к детскому саду?»
По мнению участников, адаптация ребенка к новому коллективу проходит так же, как у всех людей, – непросто. С той разницей, что у малыша пока нет опыта переживания подобной ситуации. Как помочь и что помогает? Во-первых, в окружении не должно быть и намека на то, что родители хотят избавиться от него, чтобы заняться своими делами, что он мешает. Правильно – «там тебе будет хорошо и интересно». Второе: обратить внимание на эмоцию, которую вы проявляете, оставляя ребенка в детском саду, – жалость, паника, напряженность или спокойный оптимизм. Также не полезно спешить и торопить – «давай-давай, скорей». Нет, вы не спешите, вы выделили время, чтобы по-доброму и спокойно расстаться, проводить ребенка в группу. Третье: игрушка, принесенная из дома, поддерживает чувство безопасности в новом месте. И конечно, лучше адаптируются дети с развитым воображением – они уже знают сказки и мультфильмы с сюжетами про попадание персонажа в новое место и т. п., способны абстрактно увидеть свою ситуацию. Однако если в течение двух недель отторжение от сада (школы) продолжается, придется обратиться к специалисту.
«Как пережить кризис трех лет?»
Оказывается, выражение «кризис трех лет» ненаучное. Врач-педиатр полагает, что дело в том, что родители трехлеток попросту не готовы увидеть за требованиями, криком, сопротивлением ребенка рождающуюся в нем личность, проявление характера. Между тем ребенок имеет право выражать эмоции, рассматривайте это как сигналы к изменению отношений с ним. И если у родителей не заканчивается терпение, они радуются новым возможностям и переходят на следующую ступень родительства: теперь малышу многое можно объяснить.
|
Азбука письма. 5–7 лет. Учебное пособие. УМК Ступеньки к школе Авторы комплекта "Ступеньки к школе" М. М. Безруких, академик Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО, и Т. А. Филиппова, ведущий научный сотрудник института, кандидат биологических наук, предлагают 14 тетрадей и книгу для педагогов и родителей, в которых представлена уникальная система развития школьно-значимых функций и подготовки детей к школе. |
«Надо ли готовить детей к новым условиям жизни – детскому саду, школе и далее?»
Справедливо считается, что переход на «другую дорогу» – травматическая ситуация как для взрослых, так и для детей. С той разницей, что детям надо обязательно рассказывать, что, почему и зачем происходит. Такие разговоры помогут сделать новое не страшным, а интересным. Тем не менее ребенок, который вырастает в семье желанным и любимым, все равно предпочитает семью, что очевидно. Тут поможет взгляд на посещение детского сада как на обязанность: родители тоже уходят из дома на работу и так устроена жизнь.
«Расскажите про режим в саду»
Режим дня регламентирован санитарными нормами и образовательной программой, выбранной учреждением. С ней всегда можно познакомиться. Проблему создает резкое отличие домашнего распорядка от садикового. Если дома, допустим, спят до полудня и ложатся за полночь, едят неполезную детям пищу, ребенку будет трудно. Те 5 дней в саду и 2 дома не должны резко отличаться по образу жизни. Следует стремиться вписать себя в нужный ребенку режим. Интересно, что девочки до 10 лет быстрее адаптируются, чем мальчики. Их проще уговорить. А после 10 лет наоборот. Но все, конечно, индивидуально.
«А если поведение ребенка, пошедшего в сад или школу, резко меняется? Тихий-тихий – и вдруг стал агрессивным?»
Дело в том, что ребенку приходится переживать много новых эмоций, он устает, даже если это суперположительные впечатления. Его нервная система должна отдыхать, поэтому особое внимание мы должны уделить сну. Спать 10–11 часов ночью обязательно. Недоспавший ребенок перевозбужден, тревожен, просто неприятен – дайте ему уйти в сон.
|
Учимся рисовать фигуры. 5–7 лет. Учебное пособие. УМК Ступеньки к школе Авторы комплекта "Ступеньки к школе" М. М. Безруких, академик Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО, и Т. А. Филиппова, ведущий научный сотрудник института, кандидат биологических наук, предлагают 14 тетрадей и книгу для педагогов и родителей. В пособиях представлена уникальная система развития школьно-значимых функций и подготовки детей к школе. |
«Как понять, готов ли ребенок к детскому саду?»
Законодательство позволяет отдавать в дошкольные учреждения детей от 2 месяцев, а мамы ведут детей, когда получают путевку. Однако именно в три года ребенок воспринимает речь, выражает свое мнение, приучен к опрятности, умеет есть и ходить в туалет, а главное, понимает смысл происходящего. Бывает, что мамы не готовы к детскому саду. Менее болезненное расставание обеспечивает, во-первых, широкий круг взрослых вокруг ребенка: он остается с бабушками, другими родственниками, вашими друзьями, то есть вы с ребенком не зациклены друг на друге. Второе: присмотритесь, как долго он играет сам и на какой дистанции от вас: вы рядом, на кухне или в другой комнате, вы ушли, но дома кто-то есть. Убедитесь, наконец, что и без вас возможна его жизнь.
…Что в итоге? Волнения неизбежны, и не надо их скрывать. Наш враг – спешка. Спешим всему научить, ко всему приготовить, хотя куда полезнее для ребенка полноценно проживать текущее, настоящее время. Добрый разговор, свежий воздух, двигательная активность и, как результат, здоровая нервная система, залог успешной социализации в любом возрасте, на любом новом месте.
Записала Людмила Кожурина