Октябрь 1917 года
Основные вопросы изучаемого материала:
- подготовка революции;
- ход революции;
- итоги;
- оценка событий.
Тип урока: изучение нового материала.
Ресурсы урока:
- параграф учебника;
- презентация.
Основные понятия и термины: ВРК, характер революции, декрет, государственный переворот, закономерность, случайность.
Основные даты: 24–26 октября 1917 года.
Персоналии: В. И. Ленин (Ульянов), Л. Д. Троцкий (Бронштейн).
Домашнее задание: параграф учебника, индивидуальные сообщения о Л. Д. Троцком, Я. М. Свердлове, Ф. Э. Дзержинском.
Модули урока |
Учебные задачи для организации учебного процесса |
Основные виды деятельности ученика |
Оценка результата |
Мотивационно-целевой |
Выявить причины, ход, итоги Октября 1917, определить причины победы большевиков Развивать умения анализа и сравнения,обобщения,навыки дискуссии Побудить учащихся задуматься над историческим значением Октября |
Слушать и понять то, что будет рассматриваться на уроке |
беседа |
Ориентационный, актуализация, повторение |
Проблема: Октябрь 1917 – случайность или закономерность? |
Попробовать ответить на поставленный вопрос, используя то, что увидели и услышали на уроке |
дискуссия |
Содержательно- операционный |
Просмотр презентации |
Запись в тетрадь |
просмотр презентации |
Контрольно-оценочный |
Вопросы, тест |
Ответы на вопросы, тест |
вывод |
Конспект урока «Октябрь 1917 года»
1. Вступительное слово учителя
- 100-летие Октября.
- Неоднозначность оценок событий 1917 года.
- Необходимость знаний.
2. Основная часть
Главная проблема: Октябрь 1917 года: закономерность или случайность?
Октябрь 1917 года: государственный переворот или социалистическая революция?
Цель урока: что же такое Октябрь 1917 года в истории- дать оценку событиям
Эпиграф урока:
«Теперь октябрь не тот,
Не тот октябрь теперь,
В стране, где свищет непогода,
Ревел и выл Октябрь, как зверь,
Октябрь 1917 года »
(С. Есенин)
Подготовка революции
- Усиление активности партии большевиков ( вопрос учащимся- В чем это проявилось? – помощь Временному правительству в борьбе с Корниловым)
- сентябрь – октябрь Ленин пишет статьи: « Грозящая катастрофа и как с ней бороться», « Кризис назрел», « Марксизм и восстание», где разрабатывает план восстания ( вопросы учащимся – Где находился в тот момент Ленин? – на станции Разлив, а затем на квартире Фофановой, -Что на ваш взгляд вошло в план разработки восстания?
- наступать
- взять важные объекты: телефон, телеграф, мосты
- создать отряды, стянуть войска, верные революции
- создать органы, которые будут руководить восстанием (ВРК), члены ВРК – Троцкий, Бубнов, Подвойский, Антонов-Овсеенко
- « восстание должно произойти в тот момент, когда колебания в стане врага наибольшие, а подъем революции – наивысший»)
Ход событий
Причины
(об этом спросить можно учащихся)
- углубление общенационального кризиса: нерешенность аграрного вопроса, продолжение войны, обострение национального и рабочего вопросов
- катастрофическое падение популярности Временного правительства
Повод
- «факт неслыханного штрейхбрехерства»- выступление Зиновьева и Каменева о не согласии с курсом на восстание
- закрытие газеты «Рабочий путь» 24 октября
Вопросы
(об этом спросить можно учащихся)
- о власти
- о земле
- о национальностях
- о войне
Движущие силы
- пролетариат
- солдатские массы
Характер
- пролетарская
- социалистическая
Ход
24 октября – министры Временного правительства в зимнем дворце, их цель – организовать войска, окружить Смольный
- закрытие газеты «Новый путь», типографию отбили у юнкеров
- красногвардейские отряды занимают телефон. Телеграф, мосты
- в Смольном открывается заседание Петроградского совета
- Ленин приходит в Смольный
- революционные войска стягиваются в Смольный
25 октября
- взят государственный банк
- разведены мосты
- корабли Балтфлота вошли в Неву, здесь и крейсер «Аврора»
- 18. 00ультиматум Временному правительству
- Керенский на авто американского посольства покидает Зимний дворец
- 21.40 залп «Авроры», штурм Зимнего
- 2 часа ночи 26 октября Антонов – Овсеенко входит в зал, где заседают министры – «Ну, которые тут временные –слазь, кончилось ваше время»
26 октября
- Ленин в зале, где проходит 2-ой Всероссийский съезд Советов объявляет о победе революции «Революция о необходимости которой говорили большевики свершилась!»
- принимаются декреты: о мире, о земле, о создании советского правительства (СНК)
Итоги
- революция победила
- началось шествие советской власти по России
- началось создание нового государства рабочих и крестьян
- оказала огромное влияние на весь мир: произошли революции в Германии и Венгрии, началось национально- освободительное движение в странах Азии
Почему же одержали победу большевики?
(вопрос к учащимся)
- народ поддержал идеи большевиков
- отсутствие твердой государственной власти
- личные качества большевиков ( Ленин, Троцкий, Свердлов)
Так что же такое Октябрь? Закономерность или случайность?
Революция или государственный переворот?
Революция |
|
Государственный переворот |
- это переворот в жизни людей, осуществляющий переход от капиталистической общественно-экономической формации венно-экономической формации к коммунистической Вдаль идут державным шагом
- Кто еще там, выходи?
- Кто в сугробе, выходи? |
|
- это захват правительственной власти, учиненный насильственно, посредством заговора или открытого вооруженного восстания |
И февраль, и Октябрь – случайность Итог совпадений
Октябрь 1917 – закономерен, т.к. февраль не был завершен и требовалось решить, поставленные задачи
Какова же оценка событий?
- «Обыватель мирно спал и не знал, что власть меняется» (Л.Д.Троцкий)
- «Петербург был заплеван по щиколотку. Деревня пришла в город» ( И.Бунин)
- «Этот день стал днем победы Великой Октябрьской социалистической революции, самой народной из всех революций» ( Д.Волобуев)
- Но выше всех над датами святыми
Сверкаешь ты, слепительный Октябрь,
Преобразивший сумеречную осень
В ликующую силами весну,
Зажегший новый день над дряхлой жизнью
И заревом немеркнущих побед
Нам озаривший правый путь в веках ( В. Брюсов)
Дополнительные сведения
- 7 ноября как день революции и праздник введен в 1932 году
- власть большевиков просуществовала 74 года
Вопросы
- Какие факты свидетельствовали о наличии общенационального кризиса в России к октябрю 1917 года?
- Каковы причины Октября 1917?
- Почему первыми законодательными актами большевиков стали декреты о мире и земле?
Тест
- Председатель Петроградского совета в сентябре 1917 года?
А) Ленин
Б) Сталин
В) Троцкий - Где происходили события революций1917 года?
А) в Москве
Б) в Петрограде
В) в Киеве - Какие органы власти возникли в ходе февральской революции?
А) советы рабочих депутатов
Б) Временное правительство
В) Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов - В основу декрета о мире были положены программные идеи
А) эсеров
Б) РСДРП (б)
В) кадетов - Первое советское правительство получило название
А) ВРК
Б) СНК
В) СНГ - Назовите должности В.И.Ленина
А) лидер партии
Б) глава правительства
В) глава правительства, лидер партии - Кто стал первым президентом советского государства?
А) Ленин
Б) Каменев
В) Свердлов - С каким событием связаны данные понятия: ВРК, декрет, крейсер «Аврора»
А) февраль 1917
Б) октябрь 1917