Методика диагностики, развития и коррекции зрительного восприятия у дошкольников
Зрительное восприятие является одним из основных инструментов познания окружающего мира, однако необходимая система на момент рождения человека остается несозревшей. Глаз принимает окончательную форму только к 20 годам — в связи с этим, охрана и развитие зрения в дошкольный и школьный периоды очень важны. Кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог Элеонора Кулешова рассказала в вебинаре корпорации «Российский учебник», как проявляются трудности зрительного восприятия, а также представила методы диагностики и профилактики патологий.Проявления нарушений зрительных функций
Дети с нарушением зрения делятся на подкатегории, и дефектологи работают не с диагнозами, а со схожими состояниями. Так, существует очень разнообразная подгруппа «Слепые дети». В нее, в том числе, входят ребята, которые имеют остаточное зрение, позволяющее выявить все основные признаки объекта (цвет, величину, форму, пространственные характеристики). Обучение в рамках подгруппы «Слепые дети» проводится по осязательной системе Брайля.
Представители другой подгруппы — «Слабовидящие дети» — учатся на основе печатных пособий, но нуждаются в организации особых условий для зрительного восприятия. Им требуются хорошо подобранные учебные материалы, больше времени на рассматривание объектов, в целом внимание со стороны взрослых к их проблемам со зрением. Педагоги и родители часто не понимают важность организации необходимых условий и допускают грубейшие ошибки — например, принуждают снимать очки на уроке физкультуры, заботясь о сохранности очков, но не зрительного восприятия ребенка.
Особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения:
-
Трудности при опознавании рисунков, предметов (замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения).
-
Замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение зрительного восприятия.
-
Трудности визуального восприятия элементов и геометрических параметров формы.
-
Затруднения при глазомерной оценке пропорций, протяженности, расстояний.
-
Нарушение дифференциальной чувствительности контрастности цветов.
Методики диагностики
Примеры тестов для выявления особенностей зрительного восприятия:
«Овощи и фрукты» для детей 5-7 лет
-
Цель: проверка ассоциативного различия цветов разного качества-тона.
-
Материалы: таблица с 5 изображениями фруктов и овощей, разноцветные карточки.
-
Инструкция ребенку: подбери подходящую карточку.
«Найди одинаковые фигуры» для детей 6-7 лет
-
Цель: определение способностей зрительного различия форм.
-
Материал: бланк с различными геометрическими фигурами.
-
Инструкция ребенку: поставь на одинаковых фигурах точки разных цветов. Назови их.
Требования к наглядным материалам в подготовительных классах
-
Демонстрация объектов на контрастном фоне. Лучший, 100% контраст — это сочетание белого и черного. Рекомендуется обратный контраст, когда темный объект расположен на светлом фоне, что физиологически воспринимается легче. Однако существуют зрительные патологии, при которых, наоборот, предпочтителен прямой контраст: светлое на темном.
-
Использование таких цветов как красный, желтый, оранжевый, зеленый. Это обязательное условие для работы с детьми со зрительными патологиями и важная рекомендация в целом. Перечисленные цвета снимают нагрузку с органов зрения. Синий и фиолетовый, наоборот, сложны для восприятия при патологиях.
-
Ограничение поля восприятия рамкой. Так ребенку легче сосредоточиться на материале, который нужно рассмотреть. Если в пособии нет возможности нарисовать рамку, можно использовать цветные подложки — например, картонки с уголками, в которые вставляется изображение. Подложки должны быть выполнены в цветах, рекомендованных для пособий.
-
Использование изображений с контурами и насыщенными цветами. Для ребят с нарушениями зрения лучше рисовать очень толстый контур.
-
Отсутствие глянцевых поверхностей. Нужно использовать только матовую пленку для ламинирования, с ее помощью также можно убрать блики с уже готовых глянцевых пособий. Еще один способ устранить глянцевый отлив: поместить пособие в матовый файл.
-
Реалистичный характер изображений. Не все дети могут правильно воспринимать объекты, поэтому при формировании представлений о животных и птицах нужно тщательно подбирать иллюстрации. Например, если берется изображение собаки, на нем должны быть прорисованы все четыре лапы.
Учебно-методический комплект «Тропинки», представленный корпорацией «Российский учебник», соответствует всем перечисленным требованиям и может быть использован при разном зрительном восприятии.
Формирование представлений о плоскостном изображении натурального объекта
Дошкольника нужно знакомить с пособиями поэтапно:
-
Настоящий объемный объект или его модель, макет, муляж.
-
Цветное изображение.
-
Контурное изображение со сплошным контуром.
-
Контурное изображение с прерывистым контуром.
-
Изображение, зашумленное вертикальными или горизонтальными параллельными линиями, кривой линией.
-
Сложное зашумление: наложение объектов друг на друга.
-
Деталь объекта.
Если ребенок может определить объект по детали, значит формирование прошло успешно.
Каждый год количество детей с нарушениями зрения увеличивается. Ребята с патологиями приходят в общие образовательные учреждения и становятся — или, во всяком случае, должны стать — полноценными участниками учебного процесса. Если ребенок отстает из-за особенностей зрения, становится неуспешен в учебе, это приводит к школьному негативизму, нежеланию учиться. При должном внимании, обследовании, прогнозировании, при правильной организации условий зрительного восприятия, некоторые проблемы (такие как нарушение глазомера, нарушение восприятия цвета) можно скорректировать и устранить.