Новогодний сценарий: «Новый Год. История и традиции»
Проект, направленный на изучение традиций празднования Нового Года, и проведение праздника, в соответствии с ними. Сценарий для празднования нового года самая подходящая форма чтобы подготовится к мероприятиям в школе и дошкольных образовательных учреждениях.
Группа разработчиков: Монахина Анна Андреевна, Недорезова Екатерина Евгеньевна, Куйда Олеся Анатольевна, Осташкова Валерия Николаевна
Участники: ученики 4 класса, учитель.
Место проведения: школьный класс.
Сроки проведения: 4 недели перед Новым годом.
Актуальность: в нашей стране существует много праздников и большинство из них мы отмечаем. Но зачастую даже взрослые люди не знают историю этих праздников, а уж тем более дети, поэтому празднование чаще всего сводится к застолью, а исконно русские традиции забываются и постепенно уходят. То, как люди отмечают праздники, есть отражение менталитета и истории народа. И если забудутся традиции, то исчезнет и сам народ.
Новый год - это праздник из нашего детства, наполненный верой в волшебство. Он объединяет людей со всей планеты: разных национальностей, разных религий. Красный мешок главного героя Нового года, пусть и называют его в разных странах по-своему, одинаково полон для всех детей. Единственное, чем отличается встреча самого любимого праздника у разных народов - старинными традициями и суевериями.
Проблема: незнание детьми традиций и историй праздников, в том числе Нового года, следовательно, неумение их отмечать.
Цель: научить детей праздновать русский Новый год.
Задачи:
- создать детям условия для поиска информации об истории НГ;
- создать детям условия для поиска информации о традициях НГ;
- создание детьми новых традиций;
- отпраздновать НГ с учетом старых и новых традиций.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
- учащиеся научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде плаката.
Познавательные УУД:
- учащиеся научатся искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках.
- планировать и осуществлять свою деятельность в соответствии со стоящей перед ними задачей.
- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
Коммуникативные УУД:
- учащиеся научатся сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Личностные УУД:
- учащиеся научатся идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Планируемые предметные результаты:
- учащиеся приобретут первоначальные навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- усвоят правила техники безопасности;
- научатся распознавать виды, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
Содержание работы
Исследовательский этап
Идет урок, вдруг раздается звуковой сигнал сообщения.
У: Ой, ребята, мне письмо пришло! Давайте посмотрим!
Учитель выводит письмо на интерактивную доску.
Письмо от Деда Мороза:
У: Ребята, что будем делать? Мы хотим, чтобы к нам пришел Дедушка Мороз?
Д: Конечно хотим!
У: Ребята, а вы знаете традиции празднования НГ?
Д: Да!
У: Отлично! Значит, к нам приедет Дед Мороз! А какие традиции вы знаете?
Дети перечисляют варианты, учитель выделяет Деда Мороза и Снегурочку, елку, елочные игрушки.
У: Ребята, это мы сейчас так празднуем, а ведь ДМ написал, что нам нужно знать историю и традиции празднования Нового года. Что будем делать?
Д: Будем узнавать историю и традиции праздника!
У: Отлично! Давайте тогда разделимся на 4 команды примерно по 7-8 человек:
- История Деда Мороза и Снегурочки;
- Традиции праздника;
- История новогодней игрушки;
- История елки.
У: Ребята, но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в группах.
Учитель предоставляет ресурсы: Книга А. Жвалевского «Правдивая история деда Мороза», статья из газеты «Аргументы и факты» А. Жураковской «История снегурочки», статья из журнала «Вокруг света», статья из журнала «Наука и жизнь» «История новогодней елки в веках», ТАСС «История новогодней елки», др. журналы, стихотворения, старые открытки, акварельные краски, гуашь, ватман, карандаши, фломастеры, ножницы. Используя данные ресурсы, дети выбирают самое главное и интересное, представляют это классу, и все вместе создают плакат. (см. Архив «Ресурсы»).
Дети делятся на команды, работают с предоставленными ресурсами, готовят плакаты.
Итог: каждая команда презентует свой плакат. Таким образом, выстраивается линия для технологического этапа.
Технологический этап
У: Ребята, вы все еще хотите, чтобы Дед Мороз пришел?
Д: Да!
У: Посмотрите на наши плакаты! Как много всего нам надо успеть подготовить для встречи с Дедом Морозом. Как мы успеем все сделать?
Д: Давайте разделимся!
У: Хорошая идея! Кто будет отвечать за игрушки, поднимите руки!
Допустим, большинство детей поднимают руки.
У: Хорошо, а кто будет отвечать за подарки?
Допустим, поднимают руки оставшиеся дети.
У: Ребята, смотрите, у нас осталось еще 2 темы, а поровну поделиться у нас не получается!
Д: Давайте все вместе сделаем!
У: Отличная идея! Вместе веселее, дружнее и с работой справимся быстрее! Для того чтобы все успеть к НГ, я предлагаю открыть нам новогоднюю мастерскую, в которой мы постепенно будем готовиться и приближаться ко встрече этого волшебного праздника! Согласны?
Д: Согласны!
У: Для этого я предлагаю составить график, в котором мы будем отмечать наши продвижения.
Недели
То, что |
1-ая неделя |
2-ая неделя |
3-ая неделя |
4-ая неделя |
Новогодние украшения |
+ |
|
|
|
Песня и хоровод |
|
+ |
|
|
Подарки |
|
|
+ |
|
Празднование |
|
|
|
+ |
На период работы мастерской над классной комнатой вывешивается большой плакат-растяжка: «Новогодняя мастерская».
1 неделя. Новогодние украшения
У: Ребята, сегодня мы с вами по нашему графику должны сделать украшения для нашей лесной новогодней красавицы – елочки. Давайте с вами вместе обратимся к нашим плакатам и вспомним, чем же традиционно украшали елочку в России?
Д: Фруктами, орехами, конфетами, флажками, свечками, бусами.
У: Да, ребята, вы все правильно назвали (если назвали свечки-мягко намекнуть, что это опасно, мы же помним, что из-за такого украшения часто случались пожары, а когда изобрели электричество, свечки заменили на гирлянду – можно и нам заменить их гирляндой). Посмотрите сколько всего нам нужно успеть сделать, чтобы все успеть. В нашей мастерской организованы 4 рабочих места – стол с бусинами, стол с орехами и фруктами, стол с конфетами и стол с флажками. Вы можете разбиться по парам, по маленьким группам – по 3-4 человека, а можете индивидуально выбрать себе понравившуюся работу и приступить к работе над каким-то украшением. Так же вы можете сделать какое-то украшение и перейти к другому рабочему месту, главное условие не бросать начатую работу, начали делать яблоко – закончите его, договорились? На каждом столе есть инструкции и картинки – помощники. Можно приступать!
Стол №1 – бусины разных размеров и цветов, нити разной толщины, иглы, ножницы, картинки, инструкция.
Инструкция: Бусы на елку делаются из бусин, насаженных друг за другом на нить. Они не должны быть слишком короткими или слишком длинные, рекомендуемая длина от 50 см до 1 м. Проявите свою фантазию, бусы могут быть такими, какими вы пожелаете.
Стол №2 – яблоки с плодоножками, грецкие орехи, клей, нитки, ленты, ножницы, серебряные и золотые краски, кисти, бантики из ленточек, картинки, инструкции.
Инструкция: Яблоки: взять яблочко и к плодоножке петелькой привязать ленточку или ниточку так, чтобы его можно было повесить на веточку. На плодоножку, в основания яблочка можно приклеить бантик или ленту.
Орехи: орешек раскрасить по желанию золотой или серебряной краской, подождать пока краска высохнет, капнуть капельку клея на орешек, сделать из ниточки петельку так, чтобы ее потом можно было повесить на елку и приклеить ее к орешку. В место соединения ниточки и орешка можно приклеить бантик из лент.
Стол №3–конфеты, нитки, ленты, иглы, банты из лент, ножницы, картинки, инструкция.
Инструкция: 1 вариант (карамельки): Обмотать конфетку у основания конфеты и фантика и сделать петельку так, чтобы конфету можно было повесить на елку.
2 вариант (вафельные конфеты): Вдеть нитку, длиною около 20 см в иголку, продеть иглу сквозь фантик конфетки, вынуть иголочку, а из ниточки завязать петельку так, чтобы конфету можно было повесить на елку.
Стол №4 – Цветная бумага, ножницы, ленты, нити, дырокол, шаблоны, картинки для вырезания, открытки, картинки для примера, инструкция.
Инструкция: Аккуратно обведи шаблон на цветной бумаге, вырежи. Сложи пополам и дыроколом проделай дырочки, так, как показано на рисунке. Вырежи понравившуюся картинку, и приклей ее в центр получившегося флажка, продень свой флажок на подготовленную общую ленту.
2 неделя. Песня и хоровод
У: Ребята, давайте посмотрим на наш график, что нам сегодня нужно сделать?
Д: Подготовить песню и хоровод.
У: Да, сегодня мы с вами будем разучивать новогоднюю песню и хоровод.
У: Ребята, а умеете ли вы водить хороводы?
Д: Да!
У: Тогда вы должны знать, что хоровод неразрывно связан с песнями. А какие вы знаете новогодние песни?
Д: «Три белых коня», «В лесу родилась ёлочка», «Маленькой ёлочке холодно зимой» …
У: Отлично, теперь нам нужно с вами решить какую же песню мы будем петь?
Д: Маленькой елочке!
Д: Нееет, давайте три белых коня!
Д: А я ее не знаю…
У: И что же мы будем делать, как решать?
Д: Давайте голосовать!
Д: Отличная идея! И никто не обидится.
Голосуют, учитель раскладывает по партам разрезанный по строчкам текст, выбранной песни.
У: Отлично, ваша задача теперь собрать песню по кусочкам в правильном порядке и выучит ее.
Дети собирают.
У: Здорово, у вас все получилось. Внимательно прочтите текст песни и попробуем спеть ее все вместе.
Выучив песню, дети совместно с учителем разучивают танцевальные элементы в хороводе.
После этого этапа учитель сообщает о выбранной песне классному руководителю 1 класса, отдает текст, для разучивания, и договаривается о дне празднования.
Отработка слов с действующими лицами по сценарию: Из желающих жеребьевкой выбираются два ведущих и Дед Мороз со Снегурочкой. Ребята учат свои слова и отрабатывают сценарий с учителем.
3 неделя. Подготовка подарков
У: Ребята, вы когда-нибудь дарили сами подарки на Новый Год?
Д: Да! Маме, папе, друзьям.
У: И как вам? Понравилось дарить подарки?
Д: Да, приятно, когда твой подарок понравился.
У: Дарить подарки тоже одна из новогодних традиций, давайте попробуем сделать их кому-нибудь?
Д: Давайте!
У: Больше всего получать подарки любят самые маленькие. А кто у нас в школе самые маленькие?
Д: Первоклассники. Давайте делать подарки им!
У: Здорово было бы подарить что-то полезное. Давайте посмотрим на наши плакаты, смотрите, какие красивые елочные игрушки!
Д: Давайте сами сделаем им в подарок игрушки!
У: Хорошо, как вы думаете, подойдет бумажная игрушка? Долго она сможет храниться?
Д: Нет… Она быстро помнется и испортится.
У: Что же тогда можно придумать?
Д: Подарить настоящие шарики.
У: Купить нарядные шарики в магазине? Но разве это будет настоящим самодельным подарком?
Д: А если украсить шарики самим?
У: Хорошая идея! Можно разрисовать шарики самим! И у меня даже, кажется, уже есть все, что нужно для этого. Елочные шарики остались от украшения нашей классной елки.
Ресурсы: однотонные елочные шарики, акриловые краски, тонкие кисти, блестки, клей, полоски картона, примеры несложных рисунков для оформления шариков.
У: Посмотрите сколько всего есть для украшения елочных шаров! Это специальные краски – акриловые. Их нельзя смыть, можно только отскоблить, приложив усилия. Поэтому нужно работать аккуратно и точно. Чтобы нам было удобнее, сделаем из картона подставки под шарик, для этого просто свернем полосу картона и склеим по краю. Тогда шарик не придется держать в руках, и рисовать будет удобнее. Рисовать мы будем сразу красками, поэтому и необходима аккуратность. Перед вами возможные варианты изображений на елочных шариках, но вы можете пофантазировать и придумать что-то свое.
Примеры готовых шариков, выполненных нами:
4 неделя. Празднование
У: Ребята, давайте посмотрим на наш график, что нам осталось сделать?
Д: Отпраздновать Новый год согласно традициям!
У: Верно! Для этого, давайте обратимся к нашему плакату и вспомним, как отмечали Новый год на Руси.
Д: На новый год наряжали ёлку и водили вокруг нее хороводы, украшали дом, пели песни, наряжались, устраивали маскарад!
У: Отлично! Что из этого у нас готово?
Д: Мы украсили елку и наш класс, мы знаем новогоднюю песню, умеем водить хоровод, у нас есть костюмы, а еще нам осталось подарить подарки первоклассникам!
У: Хорошо, нам осталось сделать еще немного, и мы готовы к празднованию! Для этого сейчас я предлагаю вам создать маскарадную маску, соответствующую вашему костюму. Например, маска лисички будет рыжей, а маска медведя коричневой. Но нужно подумать и о наших маленьких первоклассниках, ведь именно с ними мы будем проводить нашу елку! Поэтому каждому нужно сделать маску для себя и просто красивую маску для кого-то из первоклашек. Посмотрите, передо мной лежит все необходимое для ее создания!
Ресурсы: цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, цветные фломастеры и карандаши, блестки, бусины, стразы, пайетки, резинка, шаблоны, инструкция.
Инструкция: Выберите понравившийся шаблон маски, обведите его на цветном картоне, аккуратно вырежете и красиво оформите. Затем отмерьте и отрежьте резинку примерно 20см. После этого возьмите шило и аккуратно сделайте по одному отверстию с каждой стороны маски, протолкните через отверстие кончик резинки, завяжите узелок. Для того, чтоб скрыть некрасивый узелок, можно наклеить на место прокола кусочек цветной бумаги, подходящий по цвету к основному цвету маски. Для увеличения прочности соединения можно с внутренней стороны маски в месте будущего прокола наклеить несколько дополнительных слоев бумаги.
У: Ребята, какие красивые у вас получились маски, и как хорошо они подходят к вашим костюмам! Теперь у нас все готово?
Д: Да!
У: Тогда давайте начинать, первоклассники нас уже ждут!
Итог проекта
Примерный сценарий праздника: После общешкольной елки учащиеся 4-го и 1-го класса (два класса) проходят в кабинет или остаются в актовом зале для небольшого продолжения праздника, подготовленного учениками 4-го класса и учителем.
Ведущий 1:
Наш Новый Год сегодня – непривычный!
И для всех нас он станет необычным.
Нельзя нам забывать традиций русских.
Чтоб кругозор наш не был узким!
Ведущий 2: Наш небольшой праздник мы бы хотели провести, следуя традициям русского народа. Почти целый месяц мы в классе готовились к этому празднику: узнавали о традициях празднования Нового Года, мастерили традиционно русские украшения для елки – посмотрите, какая она нарядная и совсем необычная для нашего глаза!
Ведущий 1: Все это мы бы хотели рассказать и показать вам, дорогие первоклассники, как самым маленьким жителям начальной школы, чтобы вы запомнили эти традиции и продолжали их в нашей школе.
Ведущий 2:
Чтоб костюмов наших стали ярче краски,
Наши лица спрячем мы под маски.
Веселиться в этом зале каждый рад -
Начинаем, начинаем маскарад!
Ведущий 1: Давайте все наденем наши красочные самодельные маски!
Четвероклассники делятся подготовленными масками с первоклассниками.
Ведущий 1: Маскарад – не полностью русская традиция, что-то заимствовано с Запада, а что-то взяли от славянских праздников. Так или иначе с 18 века маскарад стал частью русских Новогодних гуляний. Это очень красивое и таинственное зрелище!
Ведущий 2: А теперь давайте немного поиграем! Нужно разделиться на пары: четвероклассник и первоклассник. Пока играет музыка, пары танцуют по кругу, а одна пара стоит в центре лицами налево, когда музыка останавливается, паре нужно угадать пару людей, скрывающих под своими масками лица. Начинаем!
Игра
Ведущий 1: Новогодние песни и хороводы вокруг елки – еще одна традиция русского народа, уходящая корнями в народные праздники, где хоровод, как круг представлял собой движение солнца, символ красоты и радости.
Ведущий 2:
Танцевать и песни петь
Так хотим, не утерпеть!
Веселится весь народ -
Встанем дружно в хоровод!
Ведущий 2: Давайте все вместе встанем в хоровод и исполним одну из самых известных новогодних песен: «В лесу родилась елочка».
Хоровод и песня
Ведущий 2: Ни одно новогоднее празднование не обходилось без игр, и во все времена игры были разные, но всегда новогодний праздник с ними становился веселее!
Ведущий 1:
Столько разных игр на свете,
Любят взрослые их, дети!
Ну-ка хватит вам скучать!
Давайте поскорей играть!
Ведущий 1: Следующая игра называется «Снежный ком». Вам нужно встать по кругу вашими прежними парами или создать новые. Я буду запускать снежный ком по кругу и говорить слова, когда я закончу говорить, шар должен остаться в руках у последнего, кто его держал. Эта пара и выполняет сказанное мной задание!
«Ком по кругу мы катаем, до пяти мы все считаем. Раз, два, три, четыре, пять, ну а вам… Стихи читать! (Песню запевать, танец показать и т.п.)»
Игра
Ведущий 2: Ух, здорово поиграли! Все талантливые такие! Но кого-то не хватает на нашем празднике… Кого же?
Дети: Деда Мороза и Снегурочки!
Ведущий 1: Точно! Дед Мороз обещал появиться, если увидит, что Новый Год мы отпраздновали по русским традициям! Мне кажется, у нас получилось. Так давайте позовем его!
Все вместе: Дед Мороз! Снегурочка!
После нескольких раз появляются Дед Мороз и Снегурочка (переодетые четвероклассники).
Дед Мороз 1: Ух и громко вы нас звали!
Снегурочка 1: Мы спешили на ваш праздник! Замечательно тут у вас!
Ведущий 2: А мы то вас как заждались!
Дед Мороз 1: А мы к вам не с пустыми руками! С Подарками! Но подарки надо заслужить. Я смотрю, вы творческие ребята…
Снегурочка 1: Порадуйте нас с дедушкой стихами да песнями, а мы уж в долгу не останемся!
Первоклассники группами (по договоренности с их учителем) исполняют песню или читают по ролям стихи. Дед Мороз и Снегурочка вручают им сделанные четвероклассниками елочные шарики.
Дед Мороз 1: Хочу заметить, что и подарки у нас непростые, а подготовленные в новогодней мастерской нашими помощниками самыми старшими в начальной школе!
Неожиданно появляется настоящие взрослые Дед Мороз и Снегурочка
Дед Мороз 2:
К вам на праздник я спешил,
Праздник увидать решил!
Вы умеете играть,
Веселиться и плясать!
Снегурочка 2: Как вы замечательно сами все устроили!
Дед Мороз 2: Это точно! С удовольствием пожму руку моему младшему помощнику Деду Морозу, мне ведь везде не поспеть, всем подарки не подарить в одно время. Здорово, что подарить себе сказку можете вы и сами! А я с высоты всегда могу полюбоваться вашими праздниками да насладиться вашими талантами. А сегодня я сдержал обещание – пришел на елку.
Снегурочка 2: А елка-то какая нарядная! Украшена традиционными игрушками и лакомствами: яблоками, орешками, конфетами!
Дед Мороз 2: Пора, наверное, и снова нам всем встать в праздничный хоровод!
Хоровод
Ведущий 1: Вот праздник наш и подходит к концу. Осталось последовать еще одной русской традиции: пышному чаепитию!
Ведущий 2: Пора прощаться с Дедами Морозами и Снегурочками! Давайте дружно скажем им «До свидания!»
Дети: До свидания!
Деды Морозы: До свидания, ребята!
Снегурочки: До новых встреч!
Ведущий 1: Ну а мы пройдем в свои классы, где за чаем и лакомствами продолжим наш праздник!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.