Интервью
ОБЖ
Наталья Виноградова: «В семье главным методом воспитания считаются запреты»
О том, почему детям и взрослым необходим предмет ОБЖ, рассказывает Наталья Федоровна Виноградова, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заведующая Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, один из авторов учебно-методического комплекса по ОБЖ.
12 октября 2016
Традиционно школьники изучали предмет ОБЖ с 5 класса. И это несмотря на то, что его обязательное изучение учебными планами не было предусмотрено вовсе. А потом такое обучение было организовано только в 8 классе. Теперь этот предмет будет изучаться в 8-9 классах в обязательном порядке, а в 5, 6 и 7 классах он может изучаться за счет части учебного времени, формируемой участниками образовательных отношений.
— Почему вы, специалист по методике преподавания, решили возглавить авторский коллектив учебника по ОБЖ?
— Я была поражена статистикой смертности в России. Оказывается, после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний третье место по смертности занимают различного рода травмы. Не только в автокатастрофах. В быту! Этим травмам подвержены россияне с 2 лет до 41 года. Лишь перешагнув сорокалетний рубеж, «среднестатистический» россиянин приходит к пониманию, что его действия могут привести к определенным последствиям. Слишком поздно! Я считаю, что школьный курс ОБЖ дает детям возможность научиться правильно вести себя в неожиданной ситуации. И эту возможность нельзя упускать!
— Какую сверхзадачу ставил перед собой авторский коллектив?
— Развить в детях осознание последствий своих поступков. И научиться предвидеть эти последствия. Мы считаем, что самое главное — сформировать у ребенка навыки рефлексии по поводу своих действий, навыки их оценки и анализа. Уже в начальной школе (на уроках «Окружающего мира») мы начинаем разговор об опасностях, подстерегающих детей в повседневной жизни, и о воспитании культуры здоровья. Обсуждение этих проблем продолжается на уроках биологии, химии и других предметов в основной школе. В восьмом классе начинается серьезный разговор о рисках, с которыми человек сталкивается на природе, на транспорте. В девятом — о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Задание для учащихся формулируется так: оцени обстановку, предвидь свои действия. Начался пожар в школе. Ученик должен за доли секунды осознать: что будет дальше, что я должен немедленно сделать, если горит школа? Или: что произойдет со мной, если я близко подойду к этой собаке? У нас в учебнике ОБЖ для 5—6 классов размещены фотографии собак. Ученик должен оценить, опасна ли поза каждого животного, агрессивно ли оно или просто хочет поиграть. Ребята анализируют иллюстрации, смотрят видео, угадывают ситуативные эмоции собаки и узнают, как с нею следует общаться.
— Все-таки научиться общению с людьми для школьников, наверное, важнее?
— Конечно! Большой пласт нашего УМК посвящен именно общению с людьми. Мы объясняем им, что ОБЖ как отдельная образовательная предметная область выводит нас на взаимоотношения с природой и с другими людьми. Как известно, есть три вида чрезвычайных ситуаций — природные (извержения вулканов, землетрясения, наводнения), техногенные и социальные ситуации. Во всех трех случаях (за исключением вулканов, я думаю) человеческий фактор — главная причина. Поэтому нам необходимо понимать других людей, учиться взаимодействовать с ними и предвидеть их поступки. В нашем учебнике ОБЖ есть такой раздел: как общаться друг с другом, чтобы никому не навредить. Мы рассказываем детям о школьной жизни и ее правилах, о том, почему эти правила так созданы, к чему может привести их невыполнение, как нужно общаться на переменах, в столовой и т. п.
— Учебник, который рассказывает одновременно о техногенных катастрофах, о привычках собак и о школьной жизни, должен быть написан необычными авторами!
— В авторском коллективе нашего УМК четыре человека. Я отвечала за дидактическую сторону учебника. Необходимо было привести многие сложные тексты в соответствие с развитием и возрастом школьников, создать интересные рубрики, необычную структуру учебника. Те разделы, которые близко связаны с детьми и школой, написаны мною. Все, что касается правил дорожного движения и поведения на дорогах, — вклад моего соавтора Александра Таранина. Он практик, организующий в России детские центры дорожного движения, с великолепными деловыми играми для детей. За раздел, связанный с природой и туризмом, отвечал Дмитрий Смирнов, президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения. И наконец, в нашем авторском коллективе — замечательный врач-терапевт Людмила Васильевна Сидоренко. Она не только практикующий врач, работающий с детьми, но и талантливый автор. Именно Людмила Васильевна предложила многие ситуации, которые важно обсудить со школьниками в том или ином возрасте. Наш авторский коллектив выявлял, какие проблемы являются самыми волнующими (самыми актуальными) для детей того или иного возраста, и предлагал обсуждать на уроках именно их. В этом важная особенность нашего учебника ОБЖ.
— Почему ответы на свои вопросы дети не могут получить в семье?
— К сожалению, в семье главным методом воспитания считаются запреты. Все воспитание в семье построено по принципу: так делать нельзя. Первокласснику — не смей подходить к электрической плите. Пятикласснику — не смей выкручивать из патрона лампочку, дождись взрослых. Девятикласснику — не смей носиться на скейтборде. Но запрет, ничем не мотивированный, в ответ порождает бунт, даже если этот бунт не сразу выплескивается наружу. Поэтому за родительским запретом «не делай то, не делай это» обязательно должно следовать объяснение, почему так делать нельзя. Нужно предлагать детям положительное решение проблем, (сделай так, веди себя так…), при этом давая ребенку разные варианты его возможных действий. Тогда все другие варианты останутся в области того, что делать не рекомендуется. Родители не должны бояться затратить время на беседу с ребенком. И вести эту беседу нужно правильно с педагогической точки зрения. А родителям не хватает на это ни времени, ни знаний.
— Чем вы помогаете учителю, который будет преподавать ОБЖ?
— Во-первых, мы предлагаем ему программу с поурочным планированием, где рассказываем, как расписать тему по конкретным урокам. Подробно говорится о приемах, которые следует применять для каждой обсуждаемой ситуации. Это могут быть: учебный диалог, рассказ учителя, встреча с врачом, встреча с психологом, с полицейским… Да-да, должна быть даже встреча с полицейским! Я не раз была свидетелем тому, с каким удовольствием пятиклассники встречаются с представителями ГИБДД. Если же появляется возможность организовать встречу с хорошим врачом — от желающих задавать вопросы просто не будет отбоя. Мы предлагаем учителю методическое пособие по ОБЖ, преподаватель получает методический комментарий к каждому уроку и методические советы: какие вопросы задать детям, как организовать дифференцированное обучение, как разговорить неразговорчивых учащихся. Будет и множество других маленьких педагогических хитростей, которые позволяют сделать урок увлекательным. Кроме того, учитель найдет в методическом пособии дополнительный материал, который позволит ему самому пополнить свои знания.
— Учебник ОБЖ в электронной форме порадует учителей интересными дополнениями?
— ЭФУ к нашему учебнику содержит наглядный иллюстративный материал, дополнительные сведения по разным разделам программы, тренажеры и итоговые контрольные работы. Записаны видеоматериалы, которые позволяют школьникам на уроке видеть, а не домысливать различные ситуации. Хотя домыслить ту или иную ситуацию, на мой взгляд, иногда не вредно! Мы предупреждаем учителя в методическом пособии, на каком этапе урока будет целесообразнее использовать ЭФУ. Кроме того, напоминаем, что электронное пособие не может заменить бумажный учебник. Учащиеся должны усваивать материал, читая и анализируя содержание полиграфического издания. В соответствии с требованиями СанПиНа время работы с электронными пособиями не должно занимать больше 30 минут в день.
Для 10 и 11 классов предлагаем использовать учебник ОБЖ Данченко С.П., Костецкая Г.А., Ладнов С.Н., Алексеев С.В
Читайте также:
— Почему вы, специалист по методике преподавания, решили возглавить авторский коллектив учебника по ОБЖ?
— Я была поражена статистикой смертности в России. Оказывается, после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний третье место по смертности занимают различного рода травмы. Не только в автокатастрофах. В быту! Этим травмам подвержены россияне с 2 лет до 41 года. Лишь перешагнув сорокалетний рубеж, «среднестатистический» россиянин приходит к пониманию, что его действия могут привести к определенным последствиям. Слишком поздно! Я считаю, что школьный курс ОБЖ дает детям возможность научиться правильно вести себя в неожиданной ситуации. И эту возможность нельзя упускать!
— Какую сверхзадачу ставил перед собой авторский коллектив?
— Развить в детях осознание последствий своих поступков. И научиться предвидеть эти последствия. Мы считаем, что самое главное — сформировать у ребенка навыки рефлексии по поводу своих действий, навыки их оценки и анализа. Уже в начальной школе (на уроках «Окружающего мира») мы начинаем разговор об опасностях, подстерегающих детей в повседневной жизни, и о воспитании культуры здоровья. Обсуждение этих проблем продолжается на уроках биологии, химии и других предметов в основной школе. В восьмом классе начинается серьезный разговор о рисках, с которыми человек сталкивается на природе, на транспорте. В девятом — о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Задание для учащихся формулируется так: оцени обстановку, предвидь свои действия. Начался пожар в школе. Ученик должен за доли секунды осознать: что будет дальше, что я должен немедленно сделать, если горит школа? Или: что произойдет со мной, если я близко подойду к этой собаке? У нас в учебнике ОБЖ для 5—6 классов размещены фотографии собак. Ученик должен оценить, опасна ли поза каждого животного, агрессивно ли оно или просто хочет поиграть. Ребята анализируют иллюстрации, смотрят видео, угадывают ситуативные эмоции собаки и узнают, как с нею следует общаться.
— Все-таки научиться общению с людьми для школьников, наверное, важнее?
— Конечно! Большой пласт нашего УМК посвящен именно общению с людьми. Мы объясняем им, что ОБЖ как отдельная образовательная предметная область выводит нас на взаимоотношения с природой и с другими людьми. Как известно, есть три вида чрезвычайных ситуаций — природные (извержения вулканов, землетрясения, наводнения), техногенные и социальные ситуации. Во всех трех случаях (за исключением вулканов, я думаю) человеческий фактор — главная причина. Поэтому нам необходимо понимать других людей, учиться взаимодействовать с ними и предвидеть их поступки. В нашем учебнике ОБЖ есть такой раздел: как общаться друг с другом, чтобы никому не навредить. Мы рассказываем детям о школьной жизни и ее правилах, о том, почему эти правила так созданы, к чему может привести их невыполнение, как нужно общаться на переменах, в столовой и т. п.
— Учебник, который рассказывает одновременно о техногенных катастрофах, о привычках собак и о школьной жизни, должен быть написан необычными авторами!
— В авторском коллективе нашего УМК четыре человека. Я отвечала за дидактическую сторону учебника. Необходимо было привести многие сложные тексты в соответствие с развитием и возрастом школьников, создать интересные рубрики, необычную структуру учебника. Те разделы, которые близко связаны с детьми и школой, написаны мною. Все, что касается правил дорожного движения и поведения на дорогах, — вклад моего соавтора Александра Таранина. Он практик, организующий в России детские центры дорожного движения, с великолепными деловыми играми для детей. За раздел, связанный с природой и туризмом, отвечал Дмитрий Смирнов, президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения. И наконец, в нашем авторском коллективе — замечательный врач-терапевт Людмила Васильевна Сидоренко. Она не только практикующий врач, работающий с детьми, но и талантливый автор. Именно Людмила Васильевна предложила многие ситуации, которые важно обсудить со школьниками в том или ином возрасте. Наш авторский коллектив выявлял, какие проблемы являются самыми волнующими (самыми актуальными) для детей того или иного возраста, и предлагал обсуждать на уроках именно их. В этом важная особенность нашего учебника ОБЖ.
— Почему ответы на свои вопросы дети не могут получить в семье?
— К сожалению, в семье главным методом воспитания считаются запреты. Все воспитание в семье построено по принципу: так делать нельзя. Первокласснику — не смей подходить к электрической плите. Пятикласснику — не смей выкручивать из патрона лампочку, дождись взрослых. Девятикласснику — не смей носиться на скейтборде. Но запрет, ничем не мотивированный, в ответ порождает бунт, даже если этот бунт не сразу выплескивается наружу. Поэтому за родительским запретом «не делай то, не делай это» обязательно должно следовать объяснение, почему так делать нельзя. Нужно предлагать детям положительное решение проблем, (сделай так, веди себя так…), при этом давая ребенку разные варианты его возможных действий. Тогда все другие варианты останутся в области того, что делать не рекомендуется. Родители не должны бояться затратить время на беседу с ребенком. И вести эту беседу нужно правильно с педагогической точки зрения. А родителям не хватает на это ни времени, ни знаний.
— Чем вы помогаете учителю, который будет преподавать ОБЖ?
— Во-первых, мы предлагаем ему программу с поурочным планированием, где рассказываем, как расписать тему по конкретным урокам. Подробно говорится о приемах, которые следует применять для каждой обсуждаемой ситуации. Это могут быть: учебный диалог, рассказ учителя, встреча с врачом, встреча с психологом, с полицейским… Да-да, должна быть даже встреча с полицейским! Я не раз была свидетелем тому, с каким удовольствием пятиклассники встречаются с представителями ГИБДД. Если же появляется возможность организовать встречу с хорошим врачом — от желающих задавать вопросы просто не будет отбоя. Мы предлагаем учителю методическое пособие по ОБЖ, преподаватель получает методический комментарий к каждому уроку и методические советы: какие вопросы задать детям, как организовать дифференцированное обучение, как разговорить неразговорчивых учащихся. Будет и множество других маленьких педагогических хитростей, которые позволяют сделать урок увлекательным. Кроме того, учитель найдет в методическом пособии дополнительный материал, который позволит ему самому пополнить свои знания.
— Учебник ОБЖ в электронной форме порадует учителей интересными дополнениями?
— ЭФУ к нашему учебнику содержит наглядный иллюстративный материал, дополнительные сведения по разным разделам программы, тренажеры и итоговые контрольные работы. Записаны видеоматериалы, которые позволяют школьникам на уроке видеть, а не домысливать различные ситуации. Хотя домыслить ту или иную ситуацию, на мой взгляд, иногда не вредно! Мы предупреждаем учителя в методическом пособии, на каком этапе урока будет целесообразнее использовать ЭФУ. Кроме того, напоминаем, что электронное пособие не может заменить бумажный учебник. Учащиеся должны усваивать материал, читая и анализируя содержание полиграфического издания. В соответствии с требованиями СанПиНа время работы с электронными пособиями не должно занимать больше 30 минут в день.
Для 10 и 11 классов предлагаем использовать учебник ОБЖ Данченко С.П., Костецкая Г.А., Ладнов С.Н., Алексеев С.В
Читайте также: