Социализация играючи: как с помощью «настолок» научить детей взаимодействовать друг с другом?
Почти все родители согласятся, что настольные игры — хороший и полезный способ наконец отвлечь ребенка от экрана смартфона, позвать друзей и устроить яркий семейный вечер (или целый день — игры затягивают!). Но кроме очевидных плюсов в виде хорошего настроения, «настолки» имеют целый набор положительных педагогических моментов. Разберем их все и снабдим конкретными примерами игр.Настольные игры не только учат детей терпению в ожидании своего хода и соблюдению правил игры, умению красиво побеждать и достойно принимать поражение. Они помогают развивать soft skills — «гибкие навыки», связанные не с предметными областями, а с личностными качествами и социальным взаимодействием: эмоциональный интеллект, критическое мышление, коммуникация, работа в команде. Представляем вашему вниманию четыре таких навыка, которые может приобрести и развить ребенок, играя в настольные игры.
Способность понимать другого человека
Умение понять другого человека и взглянуть на мир его глазами — неоспоримо один из важнейших социальных навыков в наши дни. Игры, в которых необходимо предвосхищать действия соперника и использовать эту информацию для планирования своих ходов и действий, несомненно помогут развить этот навык.
Некоторые из таких игр требуют от участников постоянно просчитывать как свои действия, так и действия соперников на один или несколько ходов вперед — это, к примеру, простые классические игры как шашки, шахматы и домино или даже большие стратегические игры в духе «Колонизаторов» или «Каркассона», где игроки должны строить города и дороги, добывать ресурсы и торговать ими с соперниками.
Более простые игры, как вербально активный «Элиас» и его детская версия «Элиас Джуниор» или игры ассоциаций «Диксит», «Имаджинариум» и «Экивоки» тоже учат пониманию мыслей и слов другого человека, выраженных зачастую косвенно. Чем лучше игрок способен смотреть на ход партии глазами соперника, тем более успешен он будет как в игре, так и в жизни.
Гибкость социального взаимодействия
Механика некоторых настольных игр полностью отдана на откуп воле случая. С одной стороны, может показаться несправедливым, что, вытянув не ту карту или выбросив определенное число на игральных костях, можно существенно осложнить себе партию или вовсе проиграть. С другой стороны, столкновение с такого рода неудачами полезно, и с ними проще справиться, если они случаются в контексте игры.
Существуют и более стратегические игры, где фактор удачи не так существенен, однако положение дел на игровом столе постоянно меняется из-за действий других игроков. Идеальный пример — классическая карточная игра «Уно»: у вас в руке может быть наиболее подходящая к текущей ситуации карта, но другой игрок может изменить цвет карты, которая должна быть выложена далее, или может вовсе выложить карту, из-за которой вам придется пропустить следующий ход.
Есть «настолки» и с более радикальными изменениями по ходу партии: так, в игре «Сумасшедший лабиринт» после каждого хода в прямом смысле меняется структура игрового поля. Более того, эта игра — прекрасный тренажер для развития пространственного мышления у детей. Такие игры учат реагировать на изменения, которые вносят своими действиям другие игроки, а также справляться с игровыми «ударами судьбы», тем самым, обеспечивая множество возможностей для социального взаимодействия
Невербальная коммуникация
Способность общаться, используя мимику и жесты — важная часть многих современных настольных игр. Улыбки, едва заметные движения глаз, расположение тела — все это может говорить о нас многое, в том числе и в игровой форме. Такие игры как «Визуал» и «Концепт», где нужно объяснять загаданные слова, не используя звуки, а иногда даже и жесты, — прекрасные аналоги набившему оскомину «Крокодилу». Столкновение с кем-нибудь взглядом в ходе игры будет не вызывать чувство неловкости и стеснения, а способствовать успешному завершению игровой партии. Настольные игры, механика которых заточена под невербальную коммуникацию, учат детей следить за своими жестами и мимикой, понимать эмоции своих соперников, эмоциональному интеллекту и эмпатии.
Командная работа
В последнее время в свет вышло множество кооперативных игр — где два и более игрока сотрудничают друг с другом, решая какую-либо общую задачу, а не соперничают. Завершение игровой миссии требует слаженной и сплоченной командной работой, ведь проиграть и победить игроки могут только вместе. Существует множество подобных игр как для детей, так и для взрослых, где участники либо совместно решают какую-то одну задачу, либо соперничают в командной борьбе.
Например, «Мистериум», где игрокам требуется разгадать послания призрака, посылаемых им в виде снов и ассоциаций. Также многие игры на угадывание слов или ролей заимствуют кооперативную механику — как, например, билингвальная игра «Одним словом» или шпионская «Кодовые имена». Для успешной игры в кооперативные настольные игры дети должны учиться слушать друг друга, быть настойчивыми (но не агрессивными) и внимательными к комментариям партнеров по команде.
Настольные игры — доступный и простой в освоении досуг, который поможет ребенку научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, работать в команде, отстаивать свое мнение и слушать других. А в какие настольные игры вы играете со своими детьми? Поделитесь материалом с комментариями в социальных сетях.