Московская школа «Ковчег» №1321: экскурсия
Московская школа «Ковчег» №1321 в этом году стала лауреатом конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Эта награда досталась ей неслучайно. Все началось 26 лет тому назад, когда термин «инклюзивное образование» еще не был известен широкой педагогической общественности.
В 1990 году Александра Михайловна Ленартович с группой педагогов-единомышленников решила создать школу для всех, включая детей со сложными отклонениями в развитии — детей с синдромом Дауна и аутизмом. Поначалу школа имела общественно-государственный статус, а в 1993 году стала государственной.
В 2002 году директором «Ковчега» стал Роман Абрамович Реуэль, который продолжил традиции основателей этого необычного образовательного учреждения и привнес много нового, интересного в школьную жизнь.
Сейчас при школе действует ипподром, несколько музеев, в том числе Музей кочевой культуры, в котором размещены подлинные экспонаты из Монголии, Киргизии, Ямало-Ненецкого автономного округа. Музей предполагает интерактивные методы работы с учащимися. Мальчики здесь могут ощутить себя в роли табунщиков, оленеводов и охотников: их учат бросать аркан, правильно и метко стрелять из лука. Девочки стараются освоить роль хозяек — учатся делать нити из жил оленя, берестяную посуду, собирать юрту.
«Музей был создан 12 лет назад, чтобы в живой, интересной форме рассказывать детям о разных народах, — говорит учитель географии и директор музея Константин Куксин. — Мы работаем с особыми детьми, не похожими на их сверстников. И мы учим детей хорошо относиться к людям, которые на них непохожи. Музей и школа выполняют одинаковые задачи».
По мнению Романа Реуэля, в школе надо создать такие условия, которые заинтересуют всех детей — и с ограниченными возможностями, и здоровых. Например, в кружок керамики ходят самые разные дети, в ансамбле скрипачей наряду с обычными детьми играет слабослышащий мальчик.
В «Ковчеге» есть так называемый ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра, с которыми, кроме учителя, работают тьюторы, помогающие таким ребятам адаптироваться к обучению в общеобразовательном классе. Ребята занимаются по индивидуальным адаптированным программам, и в зависимости от тяжести заболевания, одни из них впоследствии могут продолжить обучение в обычном классе и даже получить аттестат, а другим требуется специальная программа, что не мешает им посещать уроки по некоторым предметам вместе с обычными детьми.
Наряду с ресурсным классом в школе есть математический класс, в котором обучаются ребята, имеющие способности к изучению этого предмета. И вообще в «Ковчеге» учатся самые разные дети — инвалиды, обычные и даже спортсмены, которые занимаются классической греко-римской борьбой.
Решать непростые проблемы разных детей и укреплять сплоченность школьного коллектива помогают многочисленные специалисты — психологи, логопеды, дефектологи. В отличие от других школ, здесь не экономят на специалистах, понимая, что без них невозможно обеспечить качественное образование и воспитание.
По столичным меркам «Ковчег» — маленькая школа, в ней всего 630 учащихся, но ее популярность очень велика. По словам Романа Реуэля, сюда привозят детей не только из разных районов Москвы, но даже из других регионов. Есть родители, которые не только снимают жилье рядом со школой, но и покупают квартиры в этом районе.
Секрет востребованности школы — это ее дружеская, теплая, уютная атмосфера. Пусть интерьеры не блещут богатством, но зато вся обстановка здесь напоминает домашнюю. Например, стены в столовой украшены яркими, веселыми рисунками учителей ИЗО, в коридорах висят коврики ручной работы.
В прошлом году одна из лучших инклюзивных школ страны отметила свой 25-летний юбилей.
Автор: Ольга Дашковская