Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ-2018 по биологии
Первая и очень распространенная ошибка абитуриентов, готовящихся к ЕГЭ по биологии, это пренебрижительное отношение к школьным учебникам. Названия, каких только сбрников и пособий (хорошо их сейчас в магазинах огромное количество) не звучат. При этом крайне редко выпускники говорят о школьных учебниках. И совершенно напрасно! Помните, что все задания ЕГЭ составляются строго с учетом школьной программы. Поэтому начинать подготовку нужно как раз со школьных учебников (на мой взгляд, подойдет лучше УМК под редакцией В.В. Пасечника). И для более полного усвоения материала необходимое условие – использование рабочих тетрадей к этим учебникам.
Рисунки встречаются в каждом варианте ЕГЭ. Часто они не очень хорошего качества. Здесь опять нельзя не вспомнить обычный школьный учебник, в котором, как правило, бывает много рисунков и таблиц. Чем чаще к ним обращаться, тем больше вероятность того, что рисунок из экзаменациооной работы окажется знакомым и понятным.
Часто от школьников приходится слышать, что заданий по ботанике в ЕГЭ мало, поэтому не стоит тратить на нее время. Действительно, на «ботанические» вопросы приходится не больше 10-12% заданий, но они включены в части В и С. Будет обидно терять баллы на этих заданиях, поэтому не советую игнорировать этот раздел биологии. А для лучшей подготовки рекомендую своим выпускникам заполнить материал иллюстративного типа (опять же из рабочей тетради).
Задание 1
Рассмотрите предложенную схему строения коры дерева. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Ответ: пробка.
Задание 2
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Палеонтологи изучают
1) закономерности развития организмов
2) распространение живых существ на Земле
3) среду обитания организмов
4) ископаемые останки организмов животных
5) изучение окаменелых остатков пыльцы и спор древних растений
Ответ: 45.
Задание 3
Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка. В ответ запишите только соответствующее число.
Ответ: 180
Пояснение
Каждую аминокислоту кодирует три нуклеотида (триплет), значит, 60 аминокислот кодирует 180 нуклеотидов.
Задание 4
Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) фотолиз воды
2) восстановление углекислого газа до глюкозы
3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света
4) соединение водорода с переносчиком НАДФ+
5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов
Ответ: 25
Пояснение
Для лучшего усвоения материала заполняю вместе со своими учащимися технологическую карту (смотри Приложение 1 «Метаболизм»). Задания из рабочей тетради Каменского 9 класс.
Задание 5
Установите соответствие между признаками и этапами энергетического обмена: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
|
ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА |
А) протекает в цитоплазме Б) запасается 36 молекул АТФ В) протекает на кристах митохондрий Г) образуется ПВК Д) протекает в матриксе митохондрий |
|
1) Гликолиз 2) Дыхание |
Ответ: 12212
Пояснение
См. Приложение 1 «Метаболизм».
Задание 6
При скрещивании гетерозиготного по одной паре признаков растения с гомозиготным доля гомозигот в потомстве составит
Ответ: 50.
Пояснение
Р: Аа х аа
G: А а а
F: Аа, аа
50% 50%
При таком скрещивании получается 50% гетерозигот и 50% гомозиготных рецессивных особей ИЛИ
Р: Аа х АА
G: А а А
F: АА, Аа
50% 50%
При таком скрещивании получается 50% гетерозигот и 50% гомозиготных доминантных особей.
Задание 7
Выберите два верных ответа из пяти. Если у горностаевого кролика на определённом участке тела выщипать белую шерсть и воздействовать на него холодом, то на этом месте вырастет чёрная шерсть. Как называют такую изменчивость
1) геномная
2) мутационная
3) комбинативная
4) модификационная
5) фенотипическая
Ответ: 45
Пояснение
Модификации (фенотип) возникают под действием внешней среды, являются приспособлениями к окружающей среде. Для повторения материала по теме «Изменчивость» решаем с 11 классом тест (смотри Приложение 3 «Закономерности изменчивости»). Задания взяты из сборника А.В. Теремов, Р.А. Петросова Биология 10 класс. Пособие для самостоятельной работы обучающихся (углубленный уровень).
Задание 8
Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях развития зародыша трёхслойных животных, и стадиями, на которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ |
|
СТАДИИ |
А) образуется однослойный зародыш Б) формируется мезодерма В) образуется двуслойный зародыш Г) образуется вторичная полость тела Д) образуется однослойный зародышевый пузырёк Е) начинается органогенез |
|
1) бластула 2) гаструла 3) нейрула |
Ответ: 132313
Задание 9
Выберите три верных ответа из шести. Гриб в составе лишайника
1) создает органические вещества из неорганических
2) поглощает воду и минеральные соли
3) расщепляет минеральные вещества
4) защищает водоросль от воздействия неблагоприятных факторов
5) осуществляет связь лишайника с окружающей средой
6) использует синтезируемые водоросолью органические вещества
Ответ: 246
Задание 10
Установите соответствие между признаками биологического объекта и объектом, к которому относится данный признак: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА |
|
ОБЪЕКТ |
А) состоит из нуклеиновой кислоты и капсида Б) клеточная стенка из муреина В) вне организма находится в виде кристаллов Г) может находиться в симбиозе с человеком Д) имеет рибосомы Е) имеет хвостовой канал |
|
1) бактериофаг 2) кишечная палочка |
Ответ: 121221
Пояснение
Бактериофаг — это вирус: состоит из нуклеиновой кислоты и капсида; вне организма кристаллизуется; имеет хвостовой канал. Кишечная палочка — бактерии: муреиновая клеточная стенка, симбионт человеку, имеет рибосомы.
Задание 11
В какой последовательности происходят процессы в организме у волка, охотящегося на зайца? Ответ запишите буквами без пробелов.
А) возбуждение зрительных рецепторов
Б) передача импульсов в зрительную зону коры
В) передача импульсов к мышцам
Г) анализ и синтез сигнала в коре мозга
Д) захват жертвы
Ответ: АБГВД
Пояснение
Описывается процесс передачи импульса по рефлекторной дуге.
Задание 12
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Неправильная осанка у подростков может привести к
1) ослаблению действия ферментов
2) деформации грудной клетки
3) увеличению содержания солей кальция в костях
4) смещению и сдавливанию внутренних органов
5) нарушению кровоснабжения внутренних органов
6) нарушению работы гипофиза
Ответ: 245
Задание 13
Установите соответствие между эффектом воздействия отдела вегетативной нервной системы и отделом.
ЭФФЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ |
|
ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ |
A) расширяет зрачки Б) сужает зрачки B) повышает амплитуду сердечных сокращений Г) снижает кровяное давление Д) уменьшает вентиляцию лёгких |
|
1) симпатическая 2) парасимпатическая |
Ответ: 12122
Пояснение
Симпатическая нервная система – это система аварийных ситуаций.
Парасимпатическая система – система отбоя.
Мои учащиеся запомнили раз и навсегда, когда между людьми возникает чувство влюбленности, симпатия (симпатический отдел), то при этом учащается пульс, нет аппетита и т.д.)
Задание 14
Установите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха то поступления кислорода в ткани. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) лёгкие
2) трахея
3) носоглотка
4) бронхи
5) кровь
6) гортань
7) ткани
Ответ: 3624157
Задание 15
Укажите социальные факторы антропогенеза.
1) способность к выработке условных рефлексов
2) творчество
3) изготовление орудий труда для производства орудий труда
4) добывание и сохранение огня
5) усложнение нервной системы
6) прямохождение
Ответ: 234
Задание 16
Установите соответствие между примерами и возможными способами видообразования, которые иллюстрируются данными примерами.
ПРИМЕРЫ |
|
СПОСОБЫ |
А) ранне- и позднецветущие популяции погремка на одном лугу Б) подвиды тигров — амурский и бенгальский В) популяции форели в озере Севан, различающиеся сроками нереста Г) возникшие в результате пищевой специализации виды синиц Д) популяции обыкновенной белки в Центральной России и на Кавказе |
|
1) географическое 2) экологическое |
Ответ: 21221
Пояснение
При географическом (аллопатрическом) видообразовании основным фактором является пространственная изоляция
При экологическом (симпатрическом) видообразовании изолирующими барьерами являются различия в способах взаимодействия организмов друг с другом и с окружающей средой (разные способы и места поиска пищи, разные сроки размножения и брачные ритуалы и т. д.).
Тесты по теме «Эволюция» мои учащиеся проходили на портале «Якласс».
Задание 17
Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит
1) наличие воскового налёта на листьях
2) цветение до распускания листьев
3) образование многочисленных устьиц на листьях
4) способность накапливать воду в тканях
5) ярусное расположение организмов
6) глубоко уходящая в почву корневая система
Ответ: 146
Задание 18
Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ |
|
ОТНОШЕНИЯ |
А) чёрный и рыжий тараканы Б) свиной цепень и человек В) самцы пауков птицеедов Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз Д) таёжный клещ и лиса Е) гриб трутовик и берёза |
|
1) конкуренция 2) паразитизм |
Ответ: 121122
Пояснение
Конкуренция может быть как внутривидовая, так и межвидовая.
Лучше всего тема «Взаимоотношения организмов» описаны в учебнике В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин Общая биология 10-11 класс. Дрофа.
Задание 19
Установите правильную последовательность событий, происходящих при половом размножении цветковых растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) прорастание вегетативной клетки
2) перенос пыльцы на рыльце пестика
3) образование пыльцевой трубки
4) образование зиготы и эндосперма
5) проникновение спермиев в зародышевый мешок
6) формирование семени
Ответ: 213546
Пояснение
Так как задания подобного типа попадаются в каждом варианте ЕГЭ, советую использовать эти иллюстрации (смотри Приложение 2 «Жизненные циклы растений»).
Нужно обратить внмание, что зарыш диплоидный (2n), а эндосперм триплоидный (3n). вспомнить, что образование микроспор из спорогенной ткани происходит мейозом, а уже вегетативная и генеративная клетки из микроспор образуются в результате митоза.
Задание 20
Вставьте в текст «Происхождение эукариот» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭУКАРИОТ
Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились __________ (А) организмы. Эукариоты появились намного позднее. Теория гласит, что эукариоты возникли в результате постепенного усложнения строения архебактерий и вступления их в _________ (Б) с другими бактериями. Так, митохондрии, имеющие свою собственную ДНК и рибосомы, являются органоидами, произошедшими таким образом. Митохондрии выполняют функции поставщиков __________ (В) для клетки. Другими органоидами такого происхождения являются __________ (Г)
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) паразитизм
2) симбиоз
3) органические вещества
4) энергия
5) прокариотический
6) эукариотический
7) хлоропласт
8) аппарат Гольджи
Ответ: 5247
Пояснение
Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились прокариотические организмы. Эукариоты появились намного позднее. Эукариоты возникли в результате постепенного усложнения строения архебактерий и вступления их в симбиоз с другими бактериями. Так, митохондрии и хлоропласты, имеющие свою собственную ДНК, являются органоидами, произошедшими таким образом.
Задание 21
Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.
Размножение рыб
Название рыбы |
Количество икринок, |
Средний диаметр икринок, |
Среднее время наступления половозрелости, |
Средний возраст рыб, выловленных рыбаками в разных водоёмах, |
Щука обыкновенная |
30 |
2,7 |
3–4 |
5 |
Норвежская сельдь |
200 |
1,3 |
2–7 |
8 |
Треска балтийская |
1000 |
1 |
5–9 |
3 |
Сазан |
1500 |
1 |
5–6 |
8 |
Колюшка трёхиглая |
0,1–1 |
1,8 |
1 |
2 |
1) Наибольший средний диаметр икринок у щук.
2) Треску балтийскую рыбаки отлавливают в неполовозрелом возрасте.
3) Наибольший средний диаметр икринок у сазана и трески.
4) Количество икринок у колюшки самое низкое, так как действует естественный отбор: поедают хищники, гибнут от болезней и случайных факторов.
5) Сазан выметывает самое большое количество икринок, т.к. это самые крупные рыбы, из указанных представителей.
Ответ: 12
Пояснение
Неверные предложения:
4) На всех рыб действует естественный отбор, а у колюшки трёхиглой прямая забота о потомстве.
5) В таблице не указаны размеры рыб.
Задание 22
Какова роль условных рефлексов в жизни животных?
Пояснение
1) Условный рефлекс является ответным действием животного на определенный раздражитель, приобретаемый в процессе индивидуальной жизни
2) Условные рефлексы позволяют животным приспособиться к изменяющимся условиям жизни.
Задание 23
На рисунке изображён медуллоза Ноэ — семенной папоротник — вымершее около 270 млн лет назад растение.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымирает данный организм, а также его возможного «близкого родственника» в современной флоре (ответ — на уровне отдела).
Какие черты строения характеризуют растение медуллоза Ноэ как высшее семенное растение?
Пояснение
Воспользуемся таблицей, ВЫСЧИТАЕМ период, ориентируемся на указанную дату вымирания - 270 млн лет назад. Находим самую близкую дату - 230 млн лет назад - мезозой, здесь семенных папоротников уже нет, значит, вымерли в предыдущей эре - Палеозойская, к 230 +55 (Продолжительность Пермского периода) = 285 млн лет назад
в четвертой колонке найдем исчезновение каменноугольных лесов, определяем по первой и третьей колонкам эру и период, когда вымирают семенные папоротники.
Элементы ответа:
1) Эра: Палеозойская
Период: Пермский (Пермь)
2) «Близких родственников» данного растения в современной флоре: отдел Голосеменные
3) Признаки высших семенных растений:
Тело расчленено на корень, стебель, листья и органы размножения. Размножение семенных папоротников происходило с помощью семян. Спорофит является доминирующим поколением; гаметофит крайне редуцирован.
Существует точка зрения, согласно которой семенные папоротники не имели настоящего семени, хотя у них был семязачаток. В связи с этим их, а также современные саговниковые и гинкговые причисляли не к семенным, а к так называемым семязачатковым растениям.
Задание 24
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Растения растут только в первые годы жизни. 5. Наряду с растениями автотрофами, существуют гетеротрофы, это паразитические растения. 6. Все растения распространяются с помощью семян.
Пояснение
Ошибки допущены в предложениях:
1) 3 — при дыхании растения (как и все живые организмы) поглощают кислород и выделяют углекислый газ;
2) 4 — растения растут в течение всей жизни;
3) 6 — не все растения образуют семена (только Голосеменные и Покрытосеменные растения).
Задание 25
Какой вид изменчивости проявляется у растений в результате их подкормки?
Пояснение
1) Модификационная изменчивость — изменение организмов под действием факторов среды (фенотипическая, ненаследственная).
2) Эта изменчивость не затрагивает гены организма. Наследственный материал не изменяется.
Задание 26
В промышленных районах Англии на протяжении ХIХ-ХХ веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.
Пояснение
1) в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и темные формы;
2) в загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с темной окраской;
3) изменение окраски в популяциях бабочек – появление движущей формы естественного отбора.
Задание 27
Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна вишни? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
Пояснение
1) Микроспоры образуются в результате мейоза из материнских клеток спор (спорогенной ткани).
2) Вегетативная и генеративная клетки пыльцевого зерна образуются в результате митоза микроспор.
3) Спермии образуются в результате митоза генеративной клетки.
4) Все названные клетки гаплоидны (n).
Задание 28
У овец длинные уши не полностью доминируют над безухостью. Промежуточным признаком являются короткие уши. Чёрная шерсть доминирует над белой шерстью. Длинноухую чёрную овцу, гетерозиготную по второму признаку скрестили с короткоухим белым бараном. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства и вероятность рождения безухих белых ягнят.
Пояснение
1) ♀ААВв х ♂Аавв
Гаметы АВ, Ав, Ав, ав
2) F1 AАВв – длинноухие, чёрные
ААвв – длинноухие, белые
АаВв – короткоухие, чёрные
Аавв – короткоухие, белые
3) Вероятность рождения безухих белых ягнят равна 0. Все ягнята либо длинноухие, либо короткоухие и имеющие как чёрную, так и белую шерсть.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.