Методические приёмы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Задание №4 «Орфоэпические нормы»
Выполнение этого задания подразумевает знание современных орфоэпических норм русского языка. Трудности возникают у тех учащихся, которые мало читают, мало говорят (только онлайн общение), не слышат правильную речь в повседневной жизни. За короткий период выучить список слов с правильным ударением достаточно сложно. Предлагаем несколько методических приемов при работе с данным типом задания.
На первом этапе необходимо изучить с учащимися орфоэпический словник, предлагаемый ФИПИ. Выписать в отдельную тетрадь часто употребляемые слова, в которых допускаются ошибки. На втором этапе работы (постановка ударения в существительных, прилагательных, наречиях) следует использовать всем известный мнемонический прием – подбор рифм или составление четверостиший. Например:
КрасИвее |
тот счастлИвее, кто красИвее |
завИдно |
кому завИдно, тому обИдно |
донЕльзя |
осмЕлься |
танцОвщица, танцОвщик |
убОрщица убОрщик |
тОрты бАнты шАрфы |
шОрты (Он в шОртах и в шАрфе купил бАнты и тОрты) |
каталОг |
монолОг, диалОг |
квартАл |
генерАл |
срЕдства |
дЕтство (на дЕтство не срЕдства) |
цемЕнт |
абонЕнт |
щавЕль |
апрЕль |
оптОвый |
пудОвый |
коклЮш |
плЮш |
придАное |
румЯное |
На третьем этапе работы необходимо упомянуть о постановке ударения в некоторых глаголах:
упрОчить |
упрОчение |
облегчИть |
облегчЕние |
обеспЕчить |
обеспЕчение (на ПЕЧь) |
принУдить, пригУбить |
УУ |
блокИровать – разблокИровать |
|
чЕрпать – исчЕрпать |
Но: вЫчерпать (приставка вы– перетягивает ударение) |
сорИт включИт– включИшь звонИт – звонИшь сверлИт |
В таких глаголах, в основном, ударение падает на окончание |
баловАть – избаловАть балУю избалОванный бАловень |
Надо запомнить, что в глаголах на Ать, в причастиях на Ова. |
Часто школьники спрашивают, есть ли какие-то определенные правила постановки ударения в словах? Конечно, правил нет, так как в русском языке ударение разноместное и подвижное. Но в произношении некоторых глаголов можно увидеть некоторые закономерности. Можно предложить учащимся записать под диктовку глаголы в четыре столбика, проанализировать слова и сделать вывод о постановке ударения в разных формах глагола.
взял |
взяло |
взяли |
взяла |
начал |
начало |
начали |
начала |
занял |
заняло |
заняли |
заняла |
прибыл |
прибыло |
прибыли |
прибыла |
отбыл |
отбыло |
отбыли |
отбыла |
прав |
право |
правы |
права |
|
|
|
|
|
|
|
клала крала |
Вывод: в некоторых глаголах прошедшего времени женского рода ударение падает на последний слог (в глаголах мужского, среднего рода и во множественном числе ударение падает на первый слог). Есть глаголы, который нужно запомнить: КлАра клАла и крАла (запомнить по имени «Клара»).
Если от данных глаголов образуются причастия или деепричастия, то ударение перемещается в словах каждого рода и числа на второй слог (буква «Я» перетягивает ударение):
зАнял – занЯвший
прИнял – принЯвший
занялА – занЯвшая
Таким образом, на первом занятии учащиеся знакомятся с произношением отдельных слов, выявляют закономерности, подбирают рифмы (или пользуются рифмами, предложенными учителем). Приведем примеры четверостиший, придуманных ученицей 11 класса Ириной Кравец:
- Никудышный всевышний
Излишне давнИшний. - Обладают привычками мистеры
Сложившимися Исстари. - ЦепОчки две
В нашем клеточном ядре. - Если химию поймёшь,
То цепОчки ты прочтёшь. - В Англии мистеры
Зародились Исстари. - Государству прорыв –
Новый осенний призЫв.
В качестве самостоятельной (домашней) работы учащимся предлагается поработать с орфоэпическим словником, записать слова, не упомянутые на уроке, и запомнить как можно больше слов. Для этого рекомендуется использовать следующий прием: на стикерах (маленьких бумажках) написать слова для заучивания, выделив ударный звук. Приклеить стикеры в своей комнате и там, где часто приходится бывать, куда обычно падает взгляд (стены в коридоре, телевизор, монитор компьютера и т.д.). Слова на стикерах нужно читать вслух, проговаривать с правильным ударением, подбирать или вспоминать рифмовку. Также можно попросить членов семьи помочь выучить некоторые слова (будет полезно не только выпускнику, но и взрослым).
Каждое следующее занятие (неважно, по какой теме) эффективно начинать с орфоэпической разминки. Для этого необходимо приготовить карточки со словами (сначала около 20 слов, потом добавлять новые слова, далее оставлять те, в которых часто допускаются ошибки). В начале урока учитель показывает карточки классу, учащиеся по цепочке произносят слова. Учитель отмечает слова, в которых допускается большое количество ошибок и в дальнейшей работе акцентирует внимание именно на них.
Предлагаем воспользоваться еще одним методическим приемом, который также заключается в системном повторении. Перед учащимися орфоэпический словарик (на примере словника ФИПИ). Каждый учащийся (например, начиная с первой парты) задает вопрос соседу, используя первое слово из словника. Ответ следующего ученика должен содержать второе слово и т.д. Например:
– Виктор, ты помнишь московские аэропОрты?
– Конечно, я приеду в аэропорты в бАнтах.
– Сергей, почему ты сбрил бОроду?
– Потому что у нас много бухгАлтеров.
– Вероника, каково твоё вероисповЕдание?
– Я оформляю российское граждАнство.
Конечно, основная работа учащихся будет состоять в «прорешивании» тестовых заданий. На данном этапе можно порекомендовать ученикам выполнять несколько вариантов (от 20 до 30) одного задания за один «подход» хотя бы 1-2 раза в неделю. Слова, в которых допускаются ошибки, выписывать и работать с ними по методике стикеров.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.