Конспект урока истории на тему: «Греческий полис - rород-rосударство. Греческая колонизация»
Предмет: Всеобщая история
Класс: 5
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель урока. Понимание сущности греческого полиса – города – государства и причин греческой колонизации.
Задачи урока:
- Коммуникативные УУД: подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов; познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации; обеспечить усвоение понятий «полис», «аристократия», «демос», «великая колонизация»;
- Регулятивные УУД: развивать умения работы с исторической картой, с историческими документами, с текстом учебника и его иллюстрациями, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу
- Познавательные УУД: понимать роль Древней Греции в мировой истории, как страны с высокой культурой и развитым государственным устройством. Воспитывать уважение к истории другого народа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, картографический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: устная работа (коллективная беседа), индивидуальная работа с контурной картой, текстом учебника.
Содержание урока: план изучения темы:
- Полис и его жители.
- Развитие ремесла и земледелия в Греции.
- Колонизация и ее значение.
Образовательные ресурсы: карта «Древняя Греция», карта «Великая греческая колонизация», контурная карта.
Понятия и термины: «полис», «аристократия», «демос», «великая колонизация», «колония», «метрополия».
Организация урока
I. Организационный этап
Мотивационный этап. Приветствие учителя. Включение в работу.
Но, прежде чем мы с вами продолжим, предлагаю выполнить в тетради тест №26 «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел. (Тест из сборника Л.Н.Алексашкиной «Тесты по истории Древнего мира»).
2. Актуализация знаний
Ребята, послушайте стихотворение русского писателя Афанасия Фета:
Там, под оливами, близ шумного каскада,
Где сочная трава унизана росой,
Где радостно кричит веселая цикада
И роза южная гордится красотой,Где храм оставленный подъял свой купол белый
И по колоннам вверх кудрявый плющ бежит, -
Мне грустно: мир богов, теперь осиротелый,
Рука невежества забвением клеймит.Вотще... В полночь, как соловей восточный
Свистал, а я бродил незримый за стеной,
Я видел: грации сбирались в час урочный
В былой приют заросшею тропой.Но в плясках ветреных богини не блистали
Молочной пеной форм при золотой луне;
Нет, – ставши в тесный круг, красавицы шептали...
"Эллада!" – слышалось мне часто в тишине.Афанасий Фет
Учитель: ребята, а значит Эллада, откуда появилось это название? (Элладой называли греки свою страну, а себя называли эллинами). Значит, сегодня мы продолжаем путешествие в какую страну? Правильно, в Древнюю Грецию.
И сегодня, на уроке, мы с вами познакомимся с греческими полисами и Великой греческой колонизацией.
Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (как вариант: узнать что такое полис и как жили его жители, что такое колонизация и почему она называлась Великой).
Сегодня на уроке вы закрепите умение работать с картой, контурной картой, извлекать информацию из учебного текста, отвечать на вопросы, составлять схему.
3. «Открытие нового знания»
Ребята, посмотрите на карту и скажите, где располагается Греция и на какие части она делится? (На Балканском полуострове; северную, среднюю и южную (Пелопоннес) части; области). Каждая область, в свою очередь состоит из полисов.
1. Полис и его жители.
Учитель: когда мы с вами изучали государства Древнего Востока, то выяснили, что основной формой человеческого коллектива являлась что?
Ученики: община.
Учитель: правильно, община. В древней Греции община тоже была основой общества, но отличалась своеобразием и имела свои черты. Посмотрите стр. 132, пункт 1 и запишите в тетрадь определение, что такое община. Получается, что община это полис, как его назвали сами греки.
Греческая община-полис, включала в себя не только сельское население, но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной. Население полисов, по своему составу, было не однородным.
А вот на какие группы они делились, предлагаю отметить в схеме.
Неравномерность природных условий Балканского полуострова влияла на развитие самих полисов. Как вы думаете, в чём это выражалось?
Правильно, это выражалось в различных видах деятельности, которые были присущи жителям полисов.
2. Развитие ремесла и земледелия в Греции
Чем же занимались жители полисов? В основном это земледелие. Греки возделывали практически все полевые, садовые и огородные культуры, распространенные в Средиземноморье. На искусно обработанной почве хлебопашцы выращивали пшеницу, ячмень, полбу, которые составляли основу питания древних греков.
Вот как об этом писал Геродот:
Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню,
Рыхлый три раза распаханный пар; на нем землепашцы
Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь…
Далее выделал поле с высокими нивами; жатву
Жали наемники, острыми в дланях серпами сверкая.(«Илиада», XVIII, 541-551)
Помимо земледелия, в гомеровскую эпоху широкое распространение получает садоводство.
Много дерев плодоносных, ветвистых, широковершинных,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
Также и сладких смоковниц и маслин, роскошно цветущих;
Круглый там год, и в холодную зиму, и в знойное лето,
Видимы были на ветвях плоды…
Там разведен был и сад виноградный богатый…(«Одиссея», VII, 114-122)
Занимались и скотоводством, роль которого в хозяйственной жизни древних греков была значительной. Гомер неоднократно говорит о стадах овец, коз, свиней, от которых получали мясо, молоко, сыр, шерсть, а также упоминает быков, без которых невозможно пашенное земледелие.
В то же время занятие ремеслом – кузнечном, гончарном, плотницком, кожевенном, ткацком и др. тоже было развито.
Отметить в тетрадь основные занятия греков (земледелие, садоводство, скотоводство, ремесло).
Зачастую, занимаемая деятельность, влияла на социальное положение. Особенно сложным было положение земледельцев. Неурожайные год, скудная почва, тяжёлый труд не давали обильных урожаев, и многие земледельцы разорялись и попадали в рабство, не сумев расплатиться по долгам. Долговой камень и рабство вызывал недовольство у демоса и они требовали их отменить, высказываясь на многолюдных народных сходках. Зарождалась борьба между аристократией и демосом. Так как пока ситуацию нельзя было изменить многие греки стали уезжать …
3. Колонизация и ее значение
В VIII–VI веках на побережье Средиземного моря стали появляться греческие колонии-поселения. Почему греки стали переселяться? Что же было причиной переезда?
Причины греческой колонизации. Для выяснения причины переезда, учащимся предлагается представить себя в роли греческих колонистов: подумайте, почему вы уехали из Греции, было ли это добровольным или это вынужденный шаг?
На основе этих высказываний учащиеся формулируют причины греческой колонизации и записывают в тетрадь:
- Перенаселение греческих городов.
- Недостаток плодородных земель для земледелия.
- Потребность в новых рынках для торговли.
- Изгнание или бегство неугодных правителей.
Уехавшие греки налаживали быт на новом месте: строили храм, возводили жилище, занимались ремеслом и земледелием. Жители колоний поддерживали отношения со своей родиной – полисом, который теперь стал метрополией, а новая территория стала называться колонией. Откройте страницу 135 и запишите в тетрадь определения понятий: «колония», «метрополия». Расселение греков по побережью Средиземного и Чёрного морей, создание поселений вошло в историю как Великая колонизация.
Основные направления греческой колонизации. По карте на стр. 135 учебника учащиеся определяют, основные направления греческой колонизации в Средиземноморье и в Черноморье. А теперь откроем контурную карту и отметим основные направления колонизации.
Далее обращается внимание на то, что в северной Африке нет колоний греческих. Ученики должны объяснить данный факт тем, что данную территорию колонизировали финикийцы.
Для развития логического мышления ученикам предлагается, будучи будущими колонистами, в плавание взять с собой на неизведанную территорию двух человек из предоставленного списка: музыкант, жрец, философ, воин и объяснить свой выбор (жрец и воин).
Места, где поселялись греки не всегда пустовали, там проживали разные народы. А как складывались отношения колонистов и местных жителей? Откроем стр. 136 и выделим основные тенденции в отношениях (работа с текстом учебника, ребята сначала читают, а потом называют: налаживали отношения, торговали, обменивались, перенимали технологии, узнавали культуру, традиции друг друга и называют ключевое понятие –взаимовлияние).
4. Первичная проверка понимания изученного материала
Закрепление материала в виде игры «Цветик-семицветик» (на лепестках цветка пишутся вопросы для закрепления)
- Что такое полис? (община, самостоятельный город)
- На какие группы делилось население полисов? (аристократия и демос)
- Чье положение было самым бедственным? (земледельца)
- Что символизировал камень на земельном участке земледельца? (долг)
- Когда происходила Великая греческая колонизация? (VIII – VI веках)
- Где возникали греческие колонии? (побережье Средиземного и чёрного моря)
- Каким понятием можно охарактеризовать отношения колонистов и местного населения? (взаимовлияние)
5. Рефлексия. Итог урока.
Рефлексия содержания материала: каждый ученик выбирает по 1 предложению и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
Итог урока: отмечаются наиболее активные учащиеся.
Домашнее задание: §24 читать, ответить на вопросы 1-4, выполнить задание по контурной карте «Греческая колонизация», по-желанию вопрос 5.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.