Как оценивать умение учиться?
Финляндия — страна с относительно скромными возможностями, которые, однако, она использует на все сто процентов. Именно это позволяет ей достигать высоких результатов. Начинается всё со школьного образования, а именно — с правильных установок. Профессор университета Хельсинки Яркко Хаутамяки на площадке Летней школы рассказал о типичных ошибках учителей, ключевых компетенциях и образовании будущего.
Мы больше не учим «на будущее», потому что будущее нельзя предсказать. Никто не знает, чем именно будет заниматься и кем работать, даже если он прямо сейчас получает специальность в вузе. У человека остается все меньше интереса инвестировать в долгосрочные образовательные проекты: неизвестно, будет ли актуален профит через пять, шесть, восемь лет. В школе мы учимся невероятно долго, теряя 10-11 лет жизни, а между тем долгосрочное образование уже не ценно, ценнее индивидуальная ситуативная мотивация, то есть то, чему вы по собственному желанию учитесь прямо сейчас.
«Мы внимательно следим за ситуацией на рынке труда и изучаем прогнозы. Так вот, скоро биржи труда будут завалены предложениями, но при этом требования к соискателям будут очень высоки, и вакантные места не смогут быть заняты «кем есть» — они останутся пустыми, если не найдется человека с необходимыми навыками и умениями. Мы, педагоги, несем ответственность за то, чтобы наши ученики могли в будущем получить эти желанные вакантные места».
Предметное знание — вторичная задача. Мастерство преподавания конкретных предметов все менее актуально, гораздо интереснее оттачивать мастерство преподавания как такового, те самые softskills, о которых все говорят. Отчасти они совпадают с теми самыми «метапредметными образовательными результатами»: умение читать и глубоко понимать прочитанное, искать решение, продумывать алгоритмы, собирать информацию и так далее. Научить ребенка этим «мягким» умениям вместо предметных знаний — то же самое, что перестать заваливать учеников рыбой, а вместо этого дать им крепкую удочку и отпустить к реке.
Softskills вокруг нас. Невозможно сесть и научить ребенка финансовой грамотности или пониманию инструкций, как рядовому предмету. Тут неважно, что преподавать, важно — как. Для учителя это звучит кощунственно, но даже не так важно, чему вы будете учить. Например, обучение языкам: какая разница, какой язык вы учите, английский, японский, язык древних ацтеков или язык программирования? Вас уже научили обращаться со знаковыми системами, значит, вы можете выучить любой.
Зачем нужны ключевые компетенции? Они не позволят вам в будущей взрослой жизни стать жертвами собственной неграмотности. Например, чтобы играть в азартные игры и не проигрывать в пух и прах, мало просто верить в удачу. Надо еще как минимум знать теорию вероятности. Поэтому лучшее средство защиты среднего класса от финансового краха — обучить всех прикладной математике, обучить ключевым компетенциям в области экономики и финансов.
Когда ученики сопротивляются. В рамках традиционной классно-урочной системы учитель просто не может подойти индивидуально к каждому ученику: это миф. Учитель может тратить свои силы и внимание только на то, что актуально для текущего урока, и на то, что может нарушить порядок.Поэтому, если кто-то из учеников не разделяет актуальности темы урока, мы говорим им: соблюдайте тишину, не мешайте, выйдите из класса. Обычно такие ученики локализуются в дальних уголках класса или «на галерке» и оттуда бросают нам вызов: они этого урока не выбирали, не участвовали в его создании и теперь не готовы показывать желаемый результат. При переходе на индивидуальные маршруты это сопротивление сходит на нет: ученик сам поставил цель, она — его творение, он за нее отвечает. Для учителя это вызов, ведь нужно научиться проживать вместе с каждым учеником его образовательные ситуации. Зато никакой «оппозиции» на уроке уже не будет, и все будут вовлечены в работу, каждый в свою.
Об ошибках. В XIX веке все избегали и стыдились ошибок. Сейчас всем стало ясно, что ошибки — такое же достояние, как и успехи. Ошибка ценна тем, что показывает предел компетентности ученика. Если у учащегося всегда есть стопроцентный шанс ответить правильно — он ничему не научится. Ошибка позволяет контролировать ситуацию: вы видите, что вам что-то мешает достичь успеха прямо сейчас. Это может быть незнание какого-нибудь раздела знаний, или вы плохо выспались, или вам мешает сосед по парте. Устанавливать причину ошибки ученик должен сам, но поначалу его этому учит преподаватель. Чтобы педагогически правильно использовать ошибки, нужно уметь видеть их причины.
«Любопытный пример из книги Людвига Витгенштейна. Вот человек ищет в комнате какую-нибудь вещь. Открывает шкаф — ее там нет. Он закрывает шкаф, ждет немного и снова его же открывает, как будто вещь должна там сама собой оказаться. Вещи снова в шкафу не оказывается, но он снова откроет дверцу. Этот человек не глуп, не ленив,просто его не научили искать. Так же выглядит тот, кто за время учебы в школе не научился задавать вопросы».
Что такое «научиться учиться»? Ученый пытается обучить шимпанзе. У него две коробки, в одной из них всегда есть еда, в другой — всегда нет. Обучаемость обезьяны определяется тем сроком, за который она поймет, что еда только во второй коробке. Как только она поняла — все, она больше не учится. То же самое со школьным образованием: мы учимся учиться в тот момент, когда перед нами новая сложная задача, впервые возникший вопрос, мы не знаем, как действовать и ищем решение. Как только мы знаем решение и применяем его на однотипных задачах — уже не учимся, а только отрабатываем навык. Вспомните: когда впервые учишься вставлять флеш-накопитель в порт, ты должен изучить и флешку, и порт, и понять, что грубой силой тут не справиться. Мы учились, какие совершать действия — и когда научились, перестали задумываться. Теперь мы просто вставляем флешку в порт, когда нам это нужно.
Учителям нужно срочно научиться задавать вопросы — это главное в прокачивании ключевых компетенций. Каждым вопросом ставить новую открытую задачу, заставлять мыслить. Номинальные ответы нам не нужны, даже содержание вопроса по сути не важно: важно, что мы создаем ситуацию, в которой нужно искать решение, то есть — учиться.