Из опыта организации и проведения Дня родного языка в школе
Как организовать празднование Дня родного языка в школе?
Язык – это не только инструмент для общения между разными людьми. Он является носителем культуры, менталитета, традиций и истории каждого народа. В мире насчитывается более 6 тысяч разных языков.
Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка. На 96% всех языков говорят лишь 3% населения мира, что составляет в среднем 30 тысяч человек на язык (если исключить 4% самых распространенных языков). А из шести тысяч существующих в мире языков сегодня более двухсот считаются вымершими, они не имеют ни одного живого носителя. Также есть неблагополучная языковая категория исчезающих и вымирающих видов речи (почти без потомков, говорящих на них). И нестабильные языки, которые не пользуются успехом, поскольку не имеют официального статуса, а территория их распространения настолько мала, что перспективы их дальнейшего существования оставляют желать лучшего. В России около 140 языков находится на грани ухода из употребления, и двадцать уже признаны безжизненными.
Исчезновение любого языка означает потерю частицы общечеловеческого наследия. Родной язык – это выражение самосознания и связи поколений, которое необходимо для развития каждому человеку. Он тесно связан с историей этноса, обеспечивает его единство и становится залогом его оригинальности: он формирует неразрывную связь между его носителями и служит основой для народа.
Языки содержат в себе совокупность приобретенных знаний, свои особенности и культуру, что отличает нации, заставляет людей ценить и уважать свой коренной стиль речи, передавать его из поколения в поколение. Поэтому день родного языка в образовательных учреждениях должен стать поводом для разговора о том, что каждый язык по-своему богат, красив, самобытен, оригинален, и поэтому нужно не забывать его, изучать, беречь и любить, говорить на нем, гордиться им!
Как же в школе можно организовать День родного языка, чтоб пробудить в обучающихся интерес к языку как к общественному явлению, показать разнообразие языков в республике и в мире, важность изучения родных языков и значимость Международного дня родных языков?
Первое направление – просветительское. Цель: показать языковую картину мира. Во-первых, наглядная агитация: выставки и презентации книг о языках мира, литературы о родном языке, об ученых, посвятивших его изучению, выставка иллюстраций, плакатов, буклетов, информирующих о мероприятиях, организуемых в связи с Международным днём родных языков, в мире, стране и республике .
Во-вторых, литературные, информационные часы о языках народов мира, об истории возникновения праздника, о древних, мертвых и исчезающих, современных, искусственных языках.
Промоакция «Родной язык.ру»
21 февраля входящих в школу встречает группа учащихся, одетая в национальные костюмы. Она приветствует всех на родных языках обучающихся, держа в руках плакаты с этими словами приветствия.
Второе направление – образовательное. Цель: углубить знания о родном и русском языках. Этому поспособствуют такие формы работы, как тематические уроки, пятиминутки поэзии или беседы о красоте родного языка на других уроках (географии, истории, природоведения и т.д.) «Час занимательных наук», переменные марафоны разной тематики, языковые игры («Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Ума палата»), «Живая газета», утренники, викторины, час вопросов и ответов, уроки внеклассного чтения, акции «Читаем на родном языке», лингвистические конференции, чтения, семинары, конкурсы по защите проектов, дебаты, круглые столы («Как спасти родные языки от вымирания» «Можно ли защитить родной язык от засорения иностранщиной» и т.д.), олимпиады, диктанты «Кто самый грамотный», «Знаток родного языка» (этнодиктант), просмотр мультфильмов по сказкам народов мира ( цикл «Гора самоцветов»), сказок на родном языке, проведение спортивного мероприятия «Игры нардов мира», встреча с поэтами и писателями края.
Третье направление – творческое. Оно предполагает проведение различных конкурсов: иллюстраторов, дизайнеров открыток, плакатов, создателей буклетов, составителей кроссвордов, викторин, сочинений, стихотворений, сказок, чтецов (стихотворений о родном языке, на родном языке, «Живая классика»), переводчиков любимых поэтов-классиков на родной язык или произведений писателей, поэтов, пишущих на родном языке, на русский; проведение конкурсов на лучшую инсценировку отрывков из произведений писателя-юбиляра, народных сказок на языках народов мира, а также решение интересных заданий в переменном марафоне, посвященных языку, «Мост дружбы», видеоэстафеты.
Интернет– голосование. Видеоэстафета «Читаем на родном языке»
Цель: воспитание любви к родному языку и поэтическому слову, популяризация языка, на котором говорит участник, среди интернет активной части села, района, республики.
Участникам эстафеты предлагается рассказать стихотворение на родном языке любимого автора с переводом на русский язык (по возможности) и выложить в любую социальную сеть. К участию приглашаются все желающие.
В течение двух дней после проведения Акции, по результатам интернет голосования (количество «лайков»), организаторы акции определят трёх победителей видео-эстафеты.
Четвертое направление – агитационно-пропагандистское. Это уже когда тема наша выходит за пределы школы, и учащиеся проводят акции и флэш-мобы для жителей населенного пункта.
Промоакция (Промоакция — это вид рекламной активности компании (предприятия, учреждения, организации), путём которой узнают о товаре (услуге) не из зарегистрированных средств информации (телевизора, радио, страниц печатных изданий)
«Родной язык.Ру»
Во всех микрорайонах села учителя-филологи, библиотекари с учениками-волонтерами, одетые в яркую специальную форму (можно шарфики), раздают прохожим рекламную печатную продукцию с символикой промо-акции: закладки, листовки, информационные буклеты, посвященные родному языку, книгам «Читать модно», яркие агитки «Туған телем– иркә гɵлɵм»(«Родной язык мой -нежный цветок»), «Родной язык, как ты прекрасен!», «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!», «Горжусь языком твоим, славная Русь!».
Акция Флэш-моб (с англ. flash mob-«мгновенная толпа»).
«Родной язык, как ты прекрасен!»
Участники флэш-моба с символикой появляются неожиданно в многолюдных местах населенного пункта (на площади ДК, в магазине, на почте и т.д.), встают в круг, одновременно все открывают принесенные с собой стихотворения поэтов о родном языке читают их вслух по очереди в течение нескольких минут и так же неожиданно расходятся.
Утверждаю:
Директор школы_________/А.Салимьянов/
Приказ № от февраля 2015 г.
Положение о проведении "Дня родного языка"
Дата проведения — 21 февраля 2015 года.
I.Общее положение
«Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия в его материальных и нематериальных формах. Любая деятельность по содействию распространению родного языка поможет не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире, а также солидарности на основе понимания, терпимости и диалога» (ЮНЕСКО).
Изучение и сохранение родного языка помогает учащемуся осознать свое место в социуме, культуру и традиции своего народа.
II.Цели и задачи проведения Дня родного языка:
- формирование позитивного отношения к изучению родных языков у обучающихся и родителей, показ «картины языкового разнообразия» школы;
- приобщение подрастающего поколения к своей национальной культуре, национальному искусству и воспитание уважения к культуре и традициям различных национальностей;
- активное вовлечение школьников в творческую и исследовательскую работу по родному языку, используя знания в области краеведения, связанные с родным языком, с именами русских, башкирских, татарских и чувашских выдающихся людей, деятелей;
- повышение социальной активности обучающихся, создание условий для их самореализации;
- воспитание у ребенка чувств любви к малой родине, родному языку, уважения и взаимопонимания друг к другу, чувства гордости за свой народ;
- повышение профессионального уровня педагогов творческий обмен опытом по вопросам организации учебной и внеурочной деятельности по родному языку и национальной культуре, развития у учащихся интереса к изучению родного языка, воспитания чувств любви к малой родине.
Мероприятия Дня включают в себя учебные и внеучебные виды деятельности, отражающие его тематику.
III.Участники дня.
Участниками Дня родного языка являются все обучающиеся и работники школы.
Программа дня:
При подготовке и проведении Дня учащимся предоставляется возможность определять (выбирать) степень своего участия:
- готовить плакаты с изречениями о языке – готовить презентации, представляющие информацию о своей национальности;
- читать стихотворения на родном языке;
- готовить сообщения к урокам;
- готовить сообщения к урокам и выступать с этими сообщениями;
- быть руководителем группы во время подготовки и проведении интегрированного урока родного языка и литературы;
- быть просто зрителем и т.д.
№ |
Название мероприятия |
Класс |
Ответственные |
1. |
Промоакция «Родной язык.ру». Утреннее приветствие входящих в школу на родных языках обучающимися, одетыми в национальные костюмы |
1-11 |
филологи |
2. |
Общешкольная линейка, посвящённая Международному дню родного языка «Язык-это душа народа» |
1-11 |
филологи |
3. |
Уроки, посвящённые Дню родного языка |
1-11 |
Филологи, учителя нач.классов |
4. |
Внеклассные мероприятия |
1-11 |
Филологи, учителя нач.классов |
5. |
Переменный марафон «Наедине со словом» « Вы сказали: « Здравствуйте!» « Красна речь пословицей» Третья перемена. Флэш-моб « Родной язык» |
5-11 |
Филологи, учащиеся |
6. |
Участие в районном фестивале « За чистоту родного языка» |
5-11 |
Кононова Н.А. Голякова С.А. Каримова Р.З. |
7. |
Участие в Международном открытом дистанционном конкурсе по русскому языку «Занимательная этимология» |
6 |
Каримова Р.З. |
IV Подведение итогов
По итогам Дня лучшие участники и классы будут награждены почетными грамотами и поощрены отличными оценками по языку.
Заместитель директора по УВР Каримова Р.З.