Итоговое собеседование: приемы и техники выразительного чтения
Скоро в российских школах пройдет итоговое собеседование по русскому языку. Первое задание, которое должны будут выполнить девятиклассники на экзамене, – выразительное чтение текста вслух. Ведущий методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник» Олег Бойцов представляет способы успешной подготовки к заданию, реализованные в наших курсах.Выразительное чтение как средство развития речи
Умение выразительно читать необходимо ребенку не только на устном собеседовании, но и в жизни в принципе. Работая с литературным произведением, школьник учится подмечать ощущения и размышления, которыми наполнен художественный труд, транслировать собственную оценку творчества автора. Также выразительное чтение — это коммуникация, работа со слушателями. В качестве творческого акта ребенок рисует окружающим определенные образы, представленные в тексте (можно сказать, работает больше с глазами, чем с ушами). Выполняя различные задания в процессе обучения выразительному чтению, школьник учится проговаривать свои эмоции, впечатления от ситуаций, произведений. Такая практика – хорошая основа для развития эмоционального интеллекта.
Обучение выразительному чтению — долгая основательная работа. Приступить к вырабатыванию мастерства чтения вслух лучше задолго до экзамена, на разных занятиях.
Составляющие выразительного чтения
-
Эмоции. Реакция человека на внешние и внутренние раздражители, временное переживание определенных чувств.
-
Чувства. Отношения человека к предметам и явлениям действительности, переживаемые в различных формах. Иногда чувства представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.
-
Интонация. Ритм и комелодическая сторона речи, служащая средством выражения эмоционально насыщенной мысли. Компоненты интонации:
-
Логические ударения. Выделение голосом важнейших слов в предложении.
-
Мелодика. Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (сочувствие, одобрение, восторг и т.п.) и позволяет избежать монотонности.
-
Паузы. Временные остановки в звучании голоса, членящие речевой поток на отдельные части.
-
Темп. Степень быстроты произношения текста, от которой во многом зависит выразительность. Лучше всего, чтобы темп выразительного чтения соответствовал темпу устной речи.
-
Подтекст, надтекст и интертекст. Внутренний смысл произведения, понимание текста (на которое рассчитывает автор) и сопоставление произведений с другими текстами (нередко включенными в его образную структуру).
Советы школьнику по работе со стихотворением из учебника «Литература», 5 класс
(авторы: Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина)
-
Помни: ты читаешь стихотворение вслух, чтобы донести до слушателей его настроение и главные мысли!
-
Пойми, каким настроением проникнуто стихотворение (сформулируй для себя, опиши словами), как оно меняется на протяжении стихотворения.
-
Постарайся определить основную мысль стихотворения, вырази ее своими словами.
-
Найди в тексте важные по смыслу слова и постарайся понять, как они связаны с содержанием стихотворения. При чтении эти слова должны быть выделены, на них падает логическое ударение.
-
Соблюдай мелодический ритм стихотворения. Обрати внимание на расстановку знаков препинания, их влияние на ритм чтения, интонацию.
-
Выделяй ключевые слова и делай необходимые пометки, формулировки карандашом в тексте стихотворения или на полях.
Приемы обучения выразительному чтению
Прием показа
Этапы работы:
-
образцовое чтение учителем;
-
повторное прочтение учителем отдельных звеньев произведения в процессе обучения;
-
прослушивание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста;
-
показательное, выразительное чтение учащихся.
Прием объяснительного чтения
Как сформулировал знаменитый педагог Константин Ушинсткий, сущность приема заключается в том, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение». Объяснение происходит по принципу учитель — ученик или ученик — ученик и затрагивает как отдельные слова и выражения, так и весь текст.
Прием партитурных пометок
Формы работы:
-
ученики читают, следуя составленной учителем партитуре;
-
ребята совместно с педагогом составляют партитуру;
-
класс самостоятельно выполняет партитурную разметку текста для выразительного чтения.
Этапы работы с тканью текста (из учебника «Русский язык» 10-11 классы, автор Т.М. Пахнова):
-
определить строение и пунктуационное членение;
-
отметить слова с логическим ударением;
-
обратить внимание на интонацию предложений (выделить восходящую и нисходящую интонацию);
-
определить место коротких и длинных пауз.
Прием анализа аудиоматериалов
Формы работы:
-
анализ интонационного рисунка материалов интернет-ресурсов (выразительность, конгруэнтность, наличие неоправданных пауз при чтении, динамика чтения, техника чтения, собственное отношение к прочитанному);
-
создание собственных материалов (аудио и видео) с последующим анализом.
- Прочитайте текст вслух, обращая внимание на интонацию предложений. В чем проявляется эмоциональная окрашенность текста? Как вы понимаете смысл последних двух предложений?
- Русский народ шел своим великим историческим путем век за веком. Как ни менялось лицо многомиллионного народа, он оставался самим собой и при Владимире Киевском, и при Иване IV, и во дни 1812 года, и в наше время. Что же скрепляло его единство? Что такое живет в этих долгих веках неистребимое, что заставляет нас чувствовать своим собратом и соплеменником и сурового воина Святослава, и мудрого летописца Нестора, и славного флотоводца Ушакова?
- Я думаю, мы не ошибемся, если ответим: русский язык! Он прожил долгие, очень долгие столетия. Он менялся из года в год, из века в век, и все же за тысячелетия остался тем же русским языком. Да, тем же самым!
- (Л. Успенский)
- Определите вид предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
- Выпишите из предложений глаголы, определите их непостоянные грамматические признаки. Оцените предложения с точки зрения реальности/нереальности и времени.
При выполнении подобных заданий ребенок учится анализировать текст, чтобы в дальнейшем правильно передавать интонацией замысел автора и придавать голосу нужные окраски, а также тренируется четко произносить звуки, соблюдать оптимальные темп и громкость.
#ADVERTISING_INSERT#