Обучаем функциональной грамотности: работа с информацией и значимые социальные навыки
В продолжение беседы педагогов младшей школы с научными сотрудниками ИСРО РАО — разбор таких интегративных компонентов функциональной грамотности, как информационная и социальная грамотность.
Информационная грамотность
Ее уровень определяется, во-первых, готовностью искать информацию, в том числе и в своем привычном учебнике, а во-вторых — в умении отбирать нужные данные в огромном поле информации. Кроме того, в начальной школе каждый ребенок должен овладеть базовыми умениями обращения с информацией: сравнение, обобщение, классификация, анализ.
Хотя работа с информацией является метапредметным навыком, чаще всего его освоение бывает связано с математикой. В настоящий момент необходимость научить ребенка работать с таблицами и диаграммами заявлена на уровне предметного требования, поэтому в некоторых учебниках математики для начальной школы уже появился специальный раздел — «Работа с информацией». Он призван обучить школьников правильно читать таблицы и диаграммы, работать с утверждениями, представлять одну и ту же информацию в разных формах.
Начав с математики, очень важно перенести полученные навыки и на другие предметы: представление информации в виде табличных данных актуально на уроках и литературного чтения, и ОРКСЭ, и окружающего мира.
Важно отметить, что информационная грамотность ребенка напрямую связана с уровнем его читательской функциональной грамотности. Без навыка осмысленного чтения невозможно вычленить нужную информацию, крайне сложно оценить, какие данные из текста действительно важны, а какие являются лишними.
«Математические задачи на выбор условий, на определение вопроса — это чистое смысловое чтение. Мы до сих пор недооцениваем значение смыслового чтения на других уроках!»
Как помочь ребенку стать информационно грамотным?
- Информация может быть организована по-разному. Создавайте на уроках как можно больше ситуаций, когда ребенок может преобразовать текстовую информацию в табличную и наоборот, рассматривать одни и те же данные, представленные в разных формах.
- Формируем критическое мышление. Приучайте учеников проверять любую информацию, критически относиться к любым данным — независимо от источника.
- С привязкой к жизни. Иногда ребенку, чтобы проявить информационную грамотность, необходимо обладать определенным жизненным опытом, вычленять информацию не только из текстов и таблиц, но и из реальной жизни. Например, о том, что лучший результат в беге на 600 метров — 9 секунд, а не 13.
- Не только организовывать, но и пользоваться.Полезно научить ребенка выбирать наиболее удобную форму представления информации — и еще полезнее, если потом, спустя какое-то время, он сможет воспользоваться своими данными и применить их в какой-нибудь житейской ситуации.
В каких ситуациях дети чаще ошибаются при работе с информацией? Опыт экспертов гласит, что младшие школьники демонстрируют лучшие результаты при анализе информации, если в задаче им дается непротиворечивая информация: последовательность событий не нарушена, нет противоречий в табличных и текстовых данных и т.д. Если же в задаче есть нарушение тривиального течения событий, данные разнятся — результативность выполнения таких заданий снижается на 30%. Следовательно, и здесь уместна небольшая провокация: пусть данные в таблице и в тексте будут немного разными, пусть ход событий будет не таким очевидно достоверным.
Что труднее — прочитать таблицу или заполнить таблицу? Теоретически, эти два типа работы с информацией должны быть примерно одинаково затруднительны. Главное — знать устройство таблицы, понимать, по какому принципу представляются данные. Важно тренировать работу в обоих направлениях, они друг друга дополняют. Между тем, заполнять пустые таблицы наши ученики умеют немного лучше, чем добывать необходимую информацию из заполненной таблицы. Обратите на это внимание: при большом массиве информации ученик может и растеряться.
«Двоечник отличается от отличника тем, что у него какие-то звенья цепи, какие-то части алгоритма выпали из поля зрения. Вы подсказываете ему, он выполняет — на том и построена зона ближайшего развития. Помогите ребенку! Поможете сегодня, завтра, а послезавтра он сделает сам.»
Социальная грамотность
Согласно Примерной программе воспитания и социализации обучающихся очень много внимания уделяется задачам воспитания. Воспитательные результаты не проверяются, не оцениваются, отметки за патриотизм не ставятся — но задачи это не умаляет. Поэтому социальную функциональную грамотность следует рассматривать как обязательный минимум планируемых результатов.
Из чего складывается социальная функциональная грамотность школьника?
- Готовность успешно социализироваться, существовать в разных ситуациях. Бывает, что ребенок, открытый и контактный, вдруг в первом классе попадает в петлю прилюдного одиночества. В чем причина? Возможно, он просто не может приспособиться. Тогда ему особенно нужна помощь и поддержка педагога.
- Способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность скорректировать ситуацию. Навык предвидеть, думать на шаг вперед крайне важен для социализации. Почаще задавайте детям вопросы — а что будет, если? Придумаем разные варианты? Как могут развиваться события? Формировать предвидение — значит во многом обеспечить правильную реакцию ребенка на ситуацию.
- Наличие у ребенка определенных личностных качеств — ответственности, целеустремленности, дисциплинированности. Без определенного уровня личностной зрелости, действительно, не может существовать социально грамотная личность.
ФГОС заставляют по-новому посмотреть на поведенческую модель человека. Путь от знаний к поведению, ценностям и смыслам лежит только через мотивацию. Если не сформирован мотив последующего действия, если ученик не понимает, зачем что-либо делать, что будет, если сделать или не сделать, в чем опасность — от него пока рано ждать осмысленной деятельности как таковой.
Еще одно важное наблюдение: знания не определяют характера поведения. Наша задача — сформировать для них реально действующие мотивы.
В вопросе социальной грамотности никуда не уйти от нравственных вопросов, а нравственный закон проверяется только в условиях конфликта, провокации. Полезно создавать учебные ситуации, в которых ребенок учился бы применять свой опыт, оценивать реальные ситуации. Здесь очень ценен вопрос — а как бы ты поступил, если...? Пусть ученики тренируются анализировать воображаемую ситуацию. Затем можно поработать в парах, группах и составить памятки для всего класса и всем классом о том, как себя вести в той или иной ситуации? Какие модели поведения приемлемы, а какие нет?
В процессе формирования социальной грамотности младших школьников большую роль играет организация форм совместной деятельности. К сожалению, сейчас дошкольники не слишком хорошо умеют сотрудничать: чаще всего их бросает из крайности в крайность, от полного подчинения до активного лидерства.
Умение договариваться, уступать, оценивать общую работу формируется в парах, в группах — и, по возможности, без слишком активного участия педагога. Часто школьники не умеют строить совместную деятельность, потому что все их действия регулируются и контролируются наставником: кто будет главным, как фиксировать результаты, кто в споре прав и т.д.для всех педагогов задание «на вырост» — позволить детям воспользоваться ситуацией, когда им придется договориться по поводу совместной деятельности самостоятельно.