Эксперты в области инклюзивного образования делятся своим опытом
В Москве прошла видеоконференция, посвященная проблемам и вопросам инклюзивного образования в России. Эксперты из разных регионов страны делятся своим опытом работы.Подробнее о видеоконференции «Разрушая барьеры: в моем классе учится ребенок с особыми образовательными потребностями»
Ирина Жидкова, заместитель директора по коррекционной работе Котовской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Тамбовская область:
«Наша школа-интернат действует с 1965 года. Поначалу она была открыта для детей с ДЦП. Сейчас в ней учатся дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, аутизмом и другими нарушениями здоровья. На базе этой школы в 2009 г. был создан ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования. Мы передаем свой опыт в те образовательные организации, в которые приходят дети с ограниченными возможностями здоровья: предоставляем методическую помощь, консультируем родителей, педагогов, помогаем использовать методики и приемы, способствующие адаптации ребенка-инвалида к условиям общеобразовательной школы. Самая большая проблема — научиться работать с такими детьми и принимать их особенности. Мы должны относиться к ним уважительно и учитывать их интересы. Если мы будем толерантны по отношению к таким детям, то многие трудности будут сняты».
Наталья Лахина, учитель ресурсного класса школы № 92, г. Воронеж:
«1 сентября 2015 г. в нашей школе был открыт ресурсный класс для подготовки к совместному обучению детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Одновременно мы готовим обычных детей к принятию их сверстников с особенными образовательными потребностями. Если диагноз РАС ничем не отягощен, ребенок может обучаться вместе со всеми, у него необходимо сформировать только навыки общения, и он может заниматься по обычной программе. Если сопутствующий диагноз — задержка психического развития, он нуждается в пролонгированном обучении, по завершении которого он может получить аттестат. Однако есть такие нарушения, при которых дети не смогут получить цензовое образование, и тогда для их обучения должны быть созданы условия по адаптированной программе. На первом этапе мы разрабатывали методические, правовые документы, готовили кадры, родителей, детей. Результат нас радует: дети дружелюбно относятся к ребятам с особенностями развития, стараются им помогать».
Нина Овчарова, тьютор ресурсного класса школы№ 92, г. Воронеж:
«Распространенная проблема детей-аутистов, в частности, состоит в том, что они не слышат фронтальную инструкцию. Особенный ребенок понимает инструкцию, обращенную непосредственно к нему. Тьютор сопровождает детей на групповых занятиях, проводит индивидуальную работу. Мы помогаем развить те навыки, которые у ребенка отсутствуют, проводим мониторинг поведения. Идеальный результат работы тьютора — это когда ребенок с ограниченными возможностями перестает нуждаться в его сопровождении. Есть несколько критериев, по которым мы видим, готов ли ребенок к переводу в общеобразовательный класс. При этом уровень инклюзии бывает разным: одни дети готовы к совместному обучению на 100%, другие на 60%, то есть они могут посещать занятия по некоторым предметам (например, физкультуру, технологию, ИЗО), остальные дисциплины изучаются индивидуально».
Елена Коркина, руководитель ресурсного центра по инклюзивному образованию «Школа будущего», поселок Большое Исаково Калининградской области:
«Наш ресурсный центр действует с 2010 года. Это пилотная площадка для детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день архитектурная среда школы соответствует всем нормам и стандартам, и школа готова принять любого ребенка. Мы создаем условия конкретно для каждого ученика. Все дети с особенностями развития находятся в обычных классах. Также у нас есть условия для дистанционного обучения. Учителя проходят специальную подготовку, в штате есть 2 психолога, 2 логопеда, дефектолог, На мой взгляд, инклюзивное образование лучше вводить с дошкольного возраста, когда адаптация происходит легче, и дети не отторгают своих сверстников с ограниченными возможностями здоровья, и потом правильно ведут себя по отношению к ним в начальной и средней школе».