Задание 30 ЕГЭ по химии 2019
Представляем вашему вниманию разбор 30 задания ЕГЭ-2019 по химии.Блок «Химическая реакция. Методы познания в химии. Химия и жизнь. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций»
Усвоение элементов содержания этого блока проверяется заданиями различного уровня сложности, в их числе 4 задания базового уровня сложности, 4 задания повышенного уровня сложности и 2 задания высокого уровня сложности.
Элементы содержания блока имеют прикладной и практико-ориентированный характер, что обусловливает некоторую особенность заданий, ориентированных на проверку усвоения этого материала.
Выполнение заданий этого блока предусматривает проверку сформированности следующих умений: использовать в конкретных ситуациях знания о применении изученных веществ и химических процессов, промышленных методах получения некоторых веществ и способах их переработки; планировать проведение эксперимента по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ на основе приобретённых знаний о правилах безопасной работы с веществами в быту; проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям.
Некоторые из элементов содержания данного блока, такие как определение характера среды водных растворов веществ, индикаторы, расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного, расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси, проверялись в рамках одного задания в комплексе с другими элементами содержания.
Рассмотрим задания этого блока из демонстрационного варианта.
#ADVERTISING_INSERT#
Задания высокого уровня сложности по темам «Реакции окислительно-восстановительные» и «Реакции ионного обмена» связаны единым контекстом. Для выполнения задания 30 экзаменуемым необходимо самостоятельно выбрать из предложенного перечня веществ те, между которыми может протекать окислительно-восстановительная реакция, а не работать с уже готовой схемой реакции, как было в прошлые годы. Далее следует составить уравнение реакции, привести электронный баланс и указать вещество-окислитель и вещество-восстановитель. Для выполнения задания 31 необходимо выбрать из предложенного перечня веществ те, между которыми возможна реакция ионного обмена, а затем записать уравнения в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах. Оба задания максимально оцениваются в 2 балла каждое. При выполнении этого задания обучающимся необходимы также умения составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Рассмотрим задания 30 и 31 с единым контекстом из демонстрационного варианта.
Для выполнения заданий 30, 31 используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ. |
Задание 30
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Для выполнения этого задания необходимо проанализировать окислительно-восстановительные свойства предложенных веществ. Среди предложенных веществ правильным окислителем является перманганат калия, который будет проявлять окислительные свойства за счет атомов марганца в высшей степени окисления +7.
Сульфит натрия за счет атомов серы в промежуточной степени окисления +4 способен проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. При взаимодействии с перманганатом калия – сильным окислителем – сульфит натрия будет являться восстановителем, окисляясь до сульфата натрия.
Реакция может протекать в различных средах, в контексте данного перечня веществ – в нейтральной или в щелочной. Обратим внимание на то, что в ответе следует записать только одно уравнение окислительно-восстановительной реакции.
Вариант ответа:
Сульфит натрия или сера в степени окисления +4 является восстановителем.
Перманганат калия или марганец в степени окисления +7 – окислителем.