Две роли мягкого знака
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить различать роли мягкого знака в русском языке: показатели мягкости и разделительного.
Виды деятельности
Учить читать, устанавливать различия в словах с разделительным мягким знаком и в словах с мягким знаком — показателем мягкости. Учить заучивать стихи. Сочинять сказку, находить ответы на вопрос в художественном тексте (в стихотворении).
Ключевые понятия
- Блага, отрада, И. Шишкин, поэма.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация знаний | Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим работу с буквами. А какая буква нас интересует больше всего, вы догадаетесь сами. Дополните четверостишие. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь, Без пожара, просто так? Это буква ______________! (Мягкий знак.) Сформулируйте тему урока. (Мы сегодня продолжим работать с буквой ь.) |
2 | 2. Актуализация знаний | Прочитайте высказывание А. Шопенгауэра. «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Назовите слова с мягким знаком. (Здоровье, остальные, больного.) Какую «работу» выполняет в словах мягкий знак? (Мягкий знак указывает на мягкость предыдущего согласного и показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я. В этом случае принято называть ь разделительным.) |
3 | 3. Актуализация знаний | Сделайте звуковую схему слов здоровье и больной. Сравните схемы слов. Обоснуйте свой ответ. |
4 | 4. Первичное закрепление полученных знаний | Прочитайте слова. Распределите слова в два столбика в зависимости от роли ь. Бельчата, жильцы, кольцо, зверьки, крыльцо, стульчик, бельё, жильё, колья, зверьё, крылья, стулья. В первом столбике мягкий знак выступает в роли показателя мягкости предшествующего согласного. Во втором столбике мягкий знак является разделительным. В этом случае буквы ё, я, находясь после разделительного мягкого знака, обозначают два звука. |
5 | 5. Первичное закрепление полученных знаний | Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова с мягким знаком. Помощь друзьям. Наступила холодная зима. Воет злая ________ . Метёт ________. Стоит __________ мороз. В зимнюю пору птицам приходится трудно. Ребята сделали своим___________ кормушки и повесили их на _____________. Первыми отыскали_____________ столовую синицы. Вот прилетела стайка_______________. За ними прилетел красногрудый _______________. |
6 | 6. Обобщение и систематизация полученных знаний | Берёза дала нашим предкам материал для письма — бересту. Из волокон коры берёзы и липы (лыка) плелись лапти. Веники из берёзовых веток незаменимы для русской бани. Ель — не только наша новогодняя гостья, но и дом для птиц и зверей. Особенно облюбовали ель клесты. Даже лютый мороз не помешает птицам растить зимой своих птенцов. Ведь еды вокруг полным-полно. «Еловая каша» из шишек «греет» лучше всякой шубы. Липу в России ценят за лечебные свойства липового цвета, который помогает при простуде. Да и липовый мёд считается одним из самых целебных. Вспомните о пользе ольхи. Давайте перечитаем текст из «Спутника букваря» (с. 63). Сформулируйте вывод: (Все деревья важны и все деревья нужны людям.) |
7 | 7. Обобщение и систематизация полученных знаний | Соберите пословицы о лесе. Лес — == наше богатство! Много леса — не губи, мало леса — береги, == нет леса — посади. Растенье — == берегам спасенье. Зелёная ограда — == живая отрада. Оберегая саженцы, == оберегаешь жизнь. Лес поит, кормит, одевает, == укрывает, согревает. Сделайте вывод. (Без лесов жизнь на Земле была бы невозможна, ведь леса — лёгкие планеты. Они обеспечивают нас кислородом. Берегите лес!) Лес — это ещё и жилище для животных и птиц; это ягоды, грибы и орехи; это материал для строительства домов и изготовления мебели. Вывод: лес человека кормит, поит (родники), одевает (пушнина), согревает (дрова) и радует глаз. Красив русский лес в любое время года! |
8 | 8. Обобщение и систематизация полученных знаний | Сколько стихов, песен, картин посвящены лесу! Певцом русского леса называют художника И. Шишкина. Его знаменитые картины: «Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Берёзовая роща». Итак, в споре деревьев победителей не оказалось. Чему же тогда учит эта сказка? |
9 | 9. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | Прочитайте стихотворение. Чему оно нас учит? Все–все, Все на свете, На свете нужны, И Мошки Не меньше нужны, чем Слоны. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, — Злых и свирепых. Нужны все на свете! Нужны все подряд — Кто делает мёд И кто делает яд! Плохие дела У Кошки без Мышки, У Мышки без Кошки Не лучше делишки! И, если мы с кем-то Не очень дружны, Мы всё-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны! А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется! Все-все, Все на свете, На свете нужны, И это все дети Запомнить должны! |
10 | 10. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено на рисунке? Эта иллюстрация дана к вступлению в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Прочитайте начало поэмы. Послушайте вступление до конца. …Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской. Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою–Ягой Идёт, бредёт сама собой; Там царь Кощей над златом чахнет; ам русский дух… там Русью пахнет! И я там был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил. |
11 | 11. Применение знаний и умений в привычной и новой ситуации | Рабочая тетрадь, с. 41, № 4, 5. |