Диалог. Речевой этикет
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Познакомить учащихся с правилами речевого этикета при ведении диалога.
Виды деятельности
Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками (в ситуациях учебного и бытового общения). Придумывать и разыгрывать диалоги с использованием «вежливых» слов. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Заменять фразеологические обороты (без использования термина) соответствующим термином. Анализировать стихотворение.
Ключевые понятия
- Диалог, этикет, речевой этикет, вежливость, «волшебные» слова.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация полученных знаний | «Здравствуйте!» — ты скажешь человеку. «Здравствуй!» — улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет. Каждый день, приходя в школу, вы общаетесь со своими друзьями. О чём вы разговариваете? Какие задаёте вопросы? Как называется разговор между двумя людьми? (Диалог.) Прочитайте стихотворение Л. Мироновой и определите, кто ведёт диалог. Раскрасьте реплики Андрюши зелёным цветом, а реплики второго персонажа — жёлтым цветом. — Где же яблоко, Андрюша? — Яблоко? Давно я скушал. — Ты не мыл его, похоже. — Я с него очистил кожу! — Молодец ты стал какой! — Я давно уже такой. — А куда очистки дел? — Ах... очистки... тоже съел. |
2 | 2. Первичное усвоение новых знаний | Существуют правила ведения диалога, которые называют речевым этикетом. Этикет — установленный, принятый порядок поведения. Давайте попробуем вывести правила вместе. Нельзя перебивать говорящего человека; отворачиваться от говорящего человека; отвлекаться на другие дела; говорить с полным ртом. Необходимо соблюдать очерёдность в разговоре; общение должно быть вежливым; надо использовать в речи «волшебные слова». Как вы понимаете слово «вежливость»? (Соблюдение правил приличия, правил, установленных в обществе.) Об этих правилах необходимо помнить и на уроках, ведь мы с вами постоянно ведём диалоги. |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Восстановите диалог. Букварь, с. 80 Спасибо — русское слово, представляющее собой слияние двух слов: спаси Бог. Так раньше люди на Руси благодарили друг друга. Со временем последний звук отпал. |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Назовите «волшебные» слова, которые вы знаете. Прочитайте замечательные весёлые стихи Олеси Емельяновой и закончите их. Встретив зайку, ёж–сосед Говорит ему: «…» (Привет!). А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …» (здравствуй!). К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…»(До свиданья!) Неуклюжий пёсик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он: «…» (Извини!) Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» (Спасибо!) Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «…»(Будь здорова!) Говорит лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!» Ты, лиса, не жалуйся, А скажи: «…»(Пожалуйста!) Муха Жу, хоть не хотела, В скорый поезд залетела. Ей букашки Фло и Фти Скажут: «…» (Доброго пути!) Дал Ивану царь Гундей За спасенье пять гвоздей, А Иванушка царю Говорит: «…» (Благодарю!) А какие «волшебные» слова сегодня произносили вы? В какой ситуации? |
5 | 5. Первичное усвоение знаний | Подберите слова по вопросам. Дети какие? (Умные, дружные, весёлые.) Задание какое? (Трудное, домашнее, весёлое.) Приведите свои примеры слов. |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы». (Ежели=если.) Ежели вы Вежливы И к совести Не глухи, Вы место Без протеста Уступите Старухе. Ежели вы Вежливы В душе, а не для виду, В троллейбус Вы поможете Взобраться Инвалиду. И ежели вы Вежливы, То, сидя на уроке, Не будете С товарищем Трещать, как две сороки. И ежели вы Вежливы, Поможете Вы маме И помощь ей предложите Без просьбы, То есть сами. И ежели вы Вежливы, То в разговоре с тётей, И с дедушкой, И с бабушкой Вы их не перебьёте. И ежели вы Вежливы, То вам, товарищ, надо Всегда без опоздания Ходить на сбор отряда. Не тратить же Товарищам, Явившимся заранее, Минуты на собрание, Часы на ожидание! И ежели вы вежливы, То вы в библиотеке Некрасова и Гоголя Возьмёте не навеки. И ежели вы Вежливы, Вы книжечку вернёте В опрятном, не измазанном И целом переплёте. И ежели вы Вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея. Знал одного ребёнка я. Гулял он с важной нянею. Она давала тонкое Ребёнку Воспитание. Был вежлив Этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших Мячик, Он их благодарил, «Спасибо!» — говорил. Нет, ежели вы Вежливы, То вы благодарите, Но мячика У мальчика Без спросу Не берите! Подумайте, можно ли каждого из вас назвать вежливым человеком? Придумайте и разыграйте сценки, используя в них, вежливые (волшебные) слова. Физкультминутка |
7 | 7. Первичное усвоение знаний | Замените каждое предложение одним словом. |
8 | 8. Первичное закрепление | Выберите слово, в котором буква Е обозначает два звука. (Ева, Лев, Гена, Вера, Лена.) Выберите слово, в котором один слог, а буква Ё обозначает только один звук. (Ёлка, ёжик, ёрш, пёс, полёт.) Какая тема сегодняшнего урока? Какого человека называют вежливым? Что было на сегодняшнем уроке интереснее всего? |