Сценарий праздника «Как на Масленой неделе»
Данная игровая программа составлена для проведения праздничной недели на Масленицу.
Информация об авторах проекта
Мы девчонки и мальчишки Бершетской средней школы являемся членами творческого объединения «Благовесть», где знакомимся с традиционной русской культурой, основным видом деятельности которого является волонтёрство.
Девиз нашего творческого объединения:
Мы несём благую весть:
Пусть светлеют лица.
Очень хорошо с людьми
Радостью делиться!
Участники нашего объединения проводят для детей детского сада, обучающихся школы, студентов и односельчан игровые программы на Покров, Рождество, Масленицу, Пасху и Троицу. В таких игровых программах дети через игры знакомятся и с праздничной культурой, и с традициями наших предков, а самое главное с сознанием нашего народа. Играя в народные игры и дети, и взрослые получают огромное удовольствие от необычных и интересных игр.
Постановка проблемы
В нашей школе всё чаще можно видеть, как дети маленькие и большие на переменах и после уроков играют в игры на телефонах, планшетах, ноутбуках. Всё реже и реже мы стали играть в подвижные игры. Учителя нам рассказывают, что раньше на переменках ученики прыгали в резиночки, классики, играли в «Цепи кованые», мальчишки играли в «Казаков – разбойников», «Краденое знамя», «Городки», бегали по всей школе, играя в «Двенадцать записок». Сейчас многие дети этих игр, в которые играли ещё их мамы и папы, когда были детьми, не знают. А ведь через игру дети познают мир, учатся взаимодействовать друг с другом, развивают в себе какие-то качества, например, ловкость, внимательность.
Поскольку мы являемся членами творческого объединения «Благовесть», где изучаем русскую традиционную культуру, нам необходимо передавать эти знания и другим ребятам, знакомить их с традициями наших предков, так мы поддерживаем с ними связь.
Цель проекта: проведение игровой программы для учащихся
Задачи для организаторов игровой программы:
- Изучить материал, связанный с Масленицей;
- Подобрать игры, в которые играли в старину на Масленицу;
- Разработать сценарий игровой программы;
- Сделать чучело масленицы; подготовить атрибуты игровой программы;
- Познакомить участников игровой программы с законами игр;
Задачи для участников игровой программы:
- Познакомить учащихся с традициями празднования Масленицы и играми, в которые играли на Масленицу наши предки;
- Организовать для учащихся общение со сверстниками через полезный и активный досуг;
- Способствовать воспитанию у учащихся хороших человеческих качеств: дружба, смелость, активность, честность, ловкость;
Законы игр:
- Быть честным и соблюдать правила игры
- Быть дружным – «один за всех и все за одного»
- Не обижаться
- Быть смелым и активным
- Быть фантазёрами
Подготовка игровой программы
Игры для данной программы подбираются традиционные, в которые играли наши предки. Игровую программу мы назвали строчкой из песни «Как на Масленой неделе». Проводить её можно как в помещении (зал, холл), так и на улице. Программа рассчитана для детей начальной школы, хотя в эти игры могут играть и дошкольники, и взрослые дети и все получают удовольствие и хорошее настроение, когда играют в такие игры.
Количество детей не должно превышать 30 человек, чтобы каждый мог побыть в игре в роли ведущего.
Программа продолжается 1 час.
Для данной программы нужно костюмы для ведущих (русский традиционный костюм женский и мужской), чучело Масленицы, обручи для конкурса «Лошадки», лапоть на верёвке, красный платок для игры «Горелки», шапочка для игры «Пирог».
Программа способствует организации активного отдыха и ознакомление с народным праздником Масленицей, с народными традициями, помогает каждому почувствовать себя настоящим уральцем, пермяком, частичкой своего родного края.
После игровой программы можно устроить угощение блинами с чаепитием за столом, как это было всегда встречаться роднёй на праздниках, столоваться.
Для организации массового мероприятия в дни праздничной недели была предварительная подготовка на занятиях кружков и объединений. Для участников-ведущих эта игровая программа стала своеобразным подведением итогов занятий на кружках и объединений.
Ожидаемые результаты
- 30 обучающихся будут охвачены в игровой программе
- Надеемся, что все участники получат приятные эмоции и радость от совместного общения и игр.
Сценарий игровой программы «Как на Масленой неделе»
Ведущая 1 в костюме Большухи:
– Ребята, какой праздник шагает по Руси? (Масленица)
– Сколько дней шагает Масленица? (7 дней)
– Каждый день имеет своё название и назначение. Понедельник – «встреча». Пора и нам Масленицу встречать, давайте её будем закликать. Повторяйте все за мной:
– Душа наша Масленица,
Перепелинные твои косточки,
Бумажное твое тельце,
Сахарные твои уста,
Красная краса,
Русая коса,
Приезжай к нам в гости на широк двор
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться.
(Второй ведущий мальчик в русской традиционной рубахе выносит чучело Масленицы, в сопровождении группы девочек и мальчиков, которые оповещают всех, что Масленица пришла: «Масленица шагает! Встречайте Масленицу! Бросайте работу, пора Масленицу зачинать!» устанавливает чучело на почётное место в зале.)
Ведущий 1:
Дорогая наша гостья Масленица, здравствуй!
Долго ли шла, да надолго ли пришла?
Ведущий 2: Долго шла целый год, да надолго пришла, аж на семь деньков.
– Ребята, а какое главное угощение на Масленой неделе? (Блины)
– С понедельника начинали печь блины и угощать друг друга. Пора и нам угоститься блинками.
Игра «Блинки»
Проводится игра «Блинки». (Для этого выбираем двух ведущих, которые образуют «ворота»). Считаемся:
- Катилась торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
(Выходящий выводит из круга ещё кого-нибудь с кем хочет поделиться, они образуют «ворота».)
Ведущий 2: Послушайте правила игры. Двое игроков образуют «ворота», взявшись за руки, подняв их вверх. Остальные участники «блинки» встают друг за другом змейкой, руки на пояс. Впереди стоящий в данной змейке проводит всех участников под «воротами» на слова:
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
На последних словах «ворота» закрываются, (руки опускают). Участники, которые остались пойманными, присоединяются в «ворота». Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все блинки.
Ведущий 1: Масленицу зазвали, встретили, блинками угостились – пора заигрывать с Масленицей, потому что следующий день Масленицы – вторник – «заигрыш». В этот день начинались игрища и потехи: катание на санях, лошадях, с горок.
Ведущий 2: Всех приглашаем на лошадках прокатиться!
Поделимся на три команды – на блинки, блины, блиночки рассчитайсь!
Первый стоящий в команде «лошадка» у него обруч.
– Посмотрим, чья лошадка будет быстрее. Сначала «лошадка» одна преодолевает указанную дистанцию, затем к обручу прицепляется следующий участник, и так до тех пор, пока не прицепятся все участники.
Ведущий 2: На лошадках покатались, проголодались. Пора полакомиться. Не зря «среда» называется – «лакомка». Угощались не только блинами, но и разными вкусностями. Ели сытно, вволю, объедались шаньгами, пирогами. Давайте сделаем тесто на пироги. Встали все в большой круг, взялись за руки, повторяйте все за нами. (Проводится игра «Месим тесто»)
В ритм словам: «Месим, месим, месим тесто» медленно сходятся, имитируя руками, как месят тесто. А припевая песенку: «Эй, дуйся, пузырь, надувайся большой, надувайся большой, да не лопайся!», расходятся широким кругом, растягивая его до тех пор, пока кто-нибудь не отпустит рук и «пузырь» не лопнет. Кто рук не удержал, того ставят в круг. Снова «месят тесто» и «раздувают пузырь». И так хоровод постепенно уменьшается, так как ребята, не удержавшие рук, при натяжении «пузыря» уходят стоять в середину круга. Ребята, которые оказались в середине круга – «тесто».
Ведущий 2: Тесто готово, будем печь пироги.
Игра «Пирог»
(Играющие делятся на две команды с помощью считалки:
– Что выбираешь, сено косить
Или дрова рубить?)
Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог». Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Какой румяный пирог
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу».
Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребёнок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.
Ведущий 1: Пора узнать про следующий день Масленицы – четверг. Назывался он «широкая Масленица» или «разгуляй – четверг». В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, гуляли по ярмарке. А также устраивались состязания для добрых молодцев. Приглашаю самых сильных посостязаться.
Состязание «Перетяжки» (перетягивание палки)
Двое соревнующихся садятся на землю и упираются подошвами слегка согнутых ног друг в друга. Оба берутся за прочную палку и тянут её каждый в свою сторону. Победителем считается тот, кто сумел заставить соперника оторваться от земли, коснуться земли локтем или выпустить палку из рук.
Игра «Лапоть»
На верёвке привязан лапоть. Участники встают по кругу, а ведущий с лаптем в центре. Он крутит по полу лапоть, участники должны перепрыгнуть через него, кого лапоть задел, тот выходит из игры. Игра повторяется, пока не останется самый ловкий игрок, который не попадётся на лапоть.
Ведущий 2: Ну а какая-же Масленица без ярмарки. Ярмарка – это как раз кстати. Потому что сейчас мы с вами оправимся на ярмарку за разными товарами.
Игра «Ярмарка»
Проводится игра «Ярмарка». Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится разным товаром (яблочки мочёные, калачи печёные, грибочки солёные, сапожки сафьяновые и т. д.), они по кругу сидят на корточках. За ними стоят хозяева – продавцы. Один из играющих – водящий – покупатель. Он ходит по кругу и выбирает товар. Продавцы зазывают покупателя, хвалят свой товар. Покупатель подходит к одному из продавцов, спрашивает:
– Что продаёшь? Хороший ли товар? Сколько стоит? (Ведётся между ними диалог, если покупатель соглашается его покупать, то он с продавцом ударяют друг другу по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Кто первый из них прибежит к купленному «товару» – тот «хозяин», а опоздавший «покупатель».)
Ведущий 1: Не зря на ярмарке побывали, вон сколько разных товаров приобрели.
– Вот и пятница с субботой подошли. Пятница «тёщины вечёрки», суббота «золовкины посиделки» – это дни гостевые. Все родственники ходят друг к другу в гости и угощаются всякими вкусностями.
– Главное угощение на масленицу конечно же блины, а к блинам угощение. Я буду называть разные угощения, а вы говорите «ням-ням-ням» и хлопайте в ладоши, если нравится, а если не нравится, говорите: «фу-фу-фу» и топайте ногами.
Булочки хрустящие.
Тапки завалявшие.
Пирожки слоёные.
Валенки варёные.
Шарики сырные
Салфетки жирные.
Пряники вкуснящие.
Яблоки хрустящие.
Селёдочка пряная.
Грибочки поганые.
Шишки еловые.
Табуретки новые.
Рваные карманы.
Воза три сметаны.
Наступил последний день Масленицы – «прощёное воскресенье». Все друг у друга просят прощения и сжигают чучело Масленицы. Прощаются с зимой и зовут весну и солнышко.
Давайте и мы с вами попрощаемся с Масленицей, а огонь, в котором она будет гореть, поможет растопить снега и приблизит весну. Когда горит чучело Масленицы, принято кричать: Гори, гори ясно, чтобы не погасло, Чтобы все метели разом улетели!
Игра «Горелки»
Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два-три шага водящий и него в руках красный платок – огонёк. Играющие поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Чтобы все метели
Разом улетели.
Раз-два не воронь,
Лети как огонь.
Последняя пара в веренице бежит по разные стороны к ведущему и хватает у него платок. У кого окажется платок, становится ведущим.
А остальные двое встают в начале вереницы. Так должны пробежать все пары.
Ведущий 1: А мы Масленицу провожаем, красавицу весну увидаем!
Уходи, зима!
Приходи, весна!
Прощай, Масленица!
Ведущий 2: Вот и проводили Масленицу до следующего года. А в понедельник начинается «великий пост», который продлится до Пасхи.
Ведущий 1:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь –
Говорим вам: «До свиданья,
До счастливых, новых встреч!»
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.