5 качеств, которые важнее интеллекта
Важность образования и интеллекта не оспаривается, но эксперты уверены: индивидуальные особенности, связанные с психологией, могут помочь и в учебе, и в работе. В нашей статье мы рассмотрим качества, которые необходимо развивать не меньше, чем интеллект.Эксперт из Университета Гриффита — доктор Артур Поропат — представил 5 важных качеств и свойств характера, которые могут стать залогом успеха в XXI веке. Важность образования им не оспаривается, но именно психологические и личные особенности человека могут помочь ему в учебе, построении межличностных отношений, карьеры и в достижении финансового успеха. Кажется, этого достаточно, чтобы серьезно задуматься над их развитием.
- Осознанность
- Открытость
- Умение сотрудничать
- Эмоциональная стабильность
- Экстраверсия
В качестве аргумента можем провести исследования, проводимые в Университете Карнеги, где ученые выразились довольно конкретно: более 80% успеха человека в вопросах финансов зависит от его человеческих качеств, а не уровня знаний. Израильский психолог и лауреат Нобелевской премии Даниел Канеман, к тому же, выяснил, что люди склонны общаться и сотрудничать с теми, кому они доверяют и испытывают симпатию на подсознательном уровне, чем с теми, кто проявляет себя в качестве «всезнаек» или специалистов.
Итак, эмоциональный интеллект однозначно занимает лидирующую позицию в списке важных навыков человека XXI века. Хотя нельзя не отметить, что развитию этой стороны человеческой повседневности в школах и вузах уделяется недостаточное внимание. По мнению ученых, достижение достойного уровня жизни зависит куда больше от умений общаться, контролировать свои и понимать чужие эмоции, чем от высоких результатов теста IQ. Как бы поэтично это ни звучало — открытое сердце оказывается более разумным «вложением» в будущее ребенка, чем перегруженный фактами мозг.
Понимать себя и других: что это значит?
Как вы чувствуете себя сегодня? |
Эмоциональный интеллект в широком значении слова — это способность понимать эмоции, распознавать намерения и желания других людей по вербальным и невербальным каналам и признакам, а также управлять собственными эмоциями и мотивацией. И навык этот — сугубо практический, так как управляемые эмоции способствуют решению практических задач повседневности: от коммуникации с одноклассниками до взаимодействия с начальством. |
Примеры
Понимать себя — это значит, что вы можете взять собственные эмоции под контроль, можете выбрать правильную мотивацию для решения тех или иных задач, видите важность развития личностных качеств, придаете значение эмоциональной стороне вопроса (контроль отнюдь не означает превращение в бездушную машину).
Одиннадцатиклассница Евгения чувствует, что находится в состоянии «эмоционального выгорания» из-за интенсивной подготовки к экзаменам. Она решает дать себе возможность отдохнуть, чтобы вновь не повторилась ситуация с истерикой из-за банальной ссоры в классе. У каждого человека есть свой предел напряжения, не надо сознательно себя до него доводить. Умение вовремя остановиться крайне важно.
Понимать других — это значит, что вы учитываете потребности и желания окружающих, подстраиваетесь и «входите в положение», если того объективно требуют обстоятельства, стараетесь не находиться в плену стереотипов мышления, прислушиваетесь к чужому мнению, даже если вы с ним не согласны. Это не значит, что вы поступитесь хоть одним из своих принципов. Просто «мягкое» поведение позволит добиться вам намного большего. Если ваши коллеги, ученики или близкие увидят, что вы готовы не только поговорить, но и изменить свое мнение при наличии весомых аргументов, они будут с большей радостью идти на контакт.
Классный руководитель Татьяна Федоровна, показав на одном из классных часов короткометражный фильм, посвященный отношениям между подростками, предложила открыто высказать свое мнение ученикам. Даже после того, как девятиклассник Сережа заявил, что «брак — это устаревшее понятие», она предложила ему аргументировать свою точку зрения и внимательно выслушала. Зная, что родители Сергея находятся в разводе, она не стала давить, использовала приемы активного слушания и согласилась, что брак — это свободный выбор каждого отдельного человека. Сергей, услышав, что его позицию понимают, искренне поинтересовался о мнении самой Татьяны Федоровны, после чего она изложила свои мысли на этот счет.
Нужные черты характера. 5+ качеств, которые могут быть важнее интеллекта
1. Саморегуляция
Вы — хозяин своего «Я», следите за своими действиями и эмоциями. «Учитесь властвовать собою. Не каждый вас, как я, поймет...» — саморегуляция именно про это, говоря устами Онегина. Кризисные ситуации — малые и большие — случаются с нами каждый день, и у вас есть совершенно определенная необходимость справляться с ними, как и с любым негативом. Учителям может пригодиться материал «Негативные эмоции в работе педагога».Начать тренировать в себе это качество стоит с простого: в тот момент, когда вам захочется «вскипеть», надо просто остановиться, взять паузу и постараться оценить ситуацию критически и со стороны.
Вы ведь супергерои! |
2. Стремление к самосовершенствованиюВы наверняка встречали людей, которые уверены в наличии «потолка» у тех или иных возможностей. Если не говорить о законах физики и реального мира, то любой навык не фиксирован и его можно улучшить. Человек, живущий с подобным «прогрессивным» мышлением оказывается в выигрышной ситуации по отношению к человеку, чей девиз — «мне не дано». |
К сожалению, ребенок, которому еще в начальной школе объяснили, что у него нет таланта к математике и лучше даже не пытаться, на всю жизнь остается на стандартном уровне развития этого профиля. Взрослый, который уверен, что не может договориться с начальником, потому что у него нет дара убеждения, — никогда с ним не договорится. Подобные люди не верят в позитивные изменения и сами тормозят свое развитие. Более того, они чаще склонны «судить и осуждать», по мнению психологов.
Начать просто: заведите дневник, отслеживайте все свои достижения и учитесь чему-то новому (пусть даже по 5 минут в день).
3. Гибкость
Хорошее образование и пятерки в дневнике — это потрясающе, но совершенно бесполезно, если вокруг вдруг «все не так» и «все не то». Люди, обладающие гибким сознанием, проще справляются с неудачами, а не бросают дело, которе не получается. Очень часто подобная ситуация происходит с патологическими отличниками: получая тройку, они плачут и винят всех вокруг вместо того, чтобы проанализировать, что привело к подобному инциденту.
Необходимо действовать исходя из окружающих условий, а не руководствуясь «теорией». Пожалуй, этому также стоило бы научиться. Попробуйте практику наблюдений: об этом мы писали в наших социальных сетях — «Развиваем наблюдательность за 60 дней».
4. Энтузиазм
Эксперты дают этой черте характера и иное название — «страсть». Это качество позволяет и школьнику, и взрослому достигать своих целей вне зависимости от мотивации. Они вообще не мыслят категорией «а что мне за это будет». Это не значит, что все мы должны удариться в голый энтузиазм, но найти дело, которому хочется отдавать свое время и сердце, крайне важно. Люди, которые просто хорошо выполняют свои обязанности, не часто достигают реального успеха.
Слушать и слышать иногда важнее, чем говорить. |
5. ЭмпатияБез этого качества разговор об эмоциональном интеллекте невозможен. В современных реалиях нам просто необходимо научиться разбираться в своих эмоциях и в эмоциях окружающих нас людей: учеников, коллег и друзей. Способность поставить себя на место другого — это простой, но продуктивный способ снизить напряжение при взаимодействии. |
Услышав странный ответ коллеги, подумайте: «Почему он так говорит, что является причиной?» вместо «Что за чепуха! Он не прав!». Даже если ваш собеседник не прав, попытайтесь понять его мотивы, — это отличный способ завоевать доверие.
«Эмоции — это такой же социальный конструкт, помогающий людям договариваться между собой. Эмоция является дополнительным знанием о себе, о других и о мире. Обсуждая свои эмоции, распознавая их, давая им конкретные названия, мы позволяем другим людям и себе понимать, что с нами происходит и как нам себя вести в той или иной ситуации. Думаю, что не стоит сравнивать между собой когнитивные и аффективные процессы. Стоит думать и говорить о взаимосвязи между ними и об их взаимовлиянии»
6. Аккуратность
Без этого традиционного качества успешных людей список был бы неполным. Аккуратные люди отлично умеют планировать (Как сделать домашнее задание? Правильно планируем. В этом материале вы найдете красочный планировщик для школьников), они последовательны в своих суждениях и дисциплинированы.
Любопытство — не порок. |
7. Любопытство
Дети открыты новому опыту и миру — это свойство стоит пронести с собой во взрослую жизнь. Дело в том, что наш мир меняется постоянно. Учителям вводят новую модель аттестации, в школах появляется все больше и больше «цифры» — электронных образовательных ресурсов, профессии будущего совсем не похожи на стандартные.
|
Со школьной скамьи необходимо показывать не «точку зрения», а «горизонт, состоящий из точек». Успешный человек умеет учиться новому, сохраняя и повышая уровень компетенций.
8. Социализация
Даже если вы прирожденный лидер, умение работать в команде пригодится обязательно. Кому-то проще работать в одиночку, не делегируя задачи другим участникам процесса, но запереться в комнате и вести образ жизни затворника-интроверта — не лучший выход. Так называемый нетворкинг — умение с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи — обязательно пригодится. Люди, с которыми приятно и легко общаться, куда проще устраивают детей в сад, имеют доверительные отношения с учениками, меньше ссорятся с соседями и работают без нервных срывов.