Сценарий ко Дню народного единства на тему: «В жизни всегда есть место подвигу»
Описание работы: Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства.
Цель:
- сформировать у учащихся представление о новом государственном празднике, показать, основываясь на факты, значение действий народного Ополчения под руководством К. Минина и Д.Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов;
- развивать у ребят чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далекого прошлого.
Задачи: Способствовать формированию правильного отношения детей к своей стране. Воспитывать уважение к культурному прошлому России.
Оборудование: Мультимедиа, колонки, карта России и Польши, фломастеры, клей, плакат.
Цели: Познакомить с празднованием 4 ноября. Гражданское и патриотическое воспитание молодых граждан российского общества на беспримерных подвигах соотечественников.
Ход урока
1. Орг. момент
(вход в кабинет берут полоски белого, красного и синего цвета)
– Делятся на 3 группы. Возле парт шарики по цвету белый, красный и синий.
– Урок начнем с пословицы.
– Прочитайте.
Слайд 2
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
– Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? (Ивану Сусанину)
Слайд 3
– Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?
Слайды 4,5,6
(собирают слова из букв – Минин, Пожарский, Сусанин)
– Кто эти люди? Чем они прославили землю русскую?
Слайд 7
– Кто знает, что за праздник мы отмечаем 4 ноября?
(4 ноября в нашей стране отмечается праздник – День народного единства)
– Ребята, как вы понимаете эти слова? (единении народа – сила России)
– Что означает слово "единство"
(общность, сходство, сплоченность, спаянность)
Слайды 8,9
– Давайте посмотрим как это слово записано в словарях.
– Ожегов
Единство – общность, полное сходство взглядов. цельность, сплоченность нации, неразрывность, взаимная связь теории и практики.
– Ушаков
Единство – Общность, солидарность. Единство взглядов. Единство интересов.
– Какие пословицы вы знаете со словом "единый"
(если не знают на столах листочки соедините левый столбик с правым)
"Когда мы едины, "Не хлебом единым Наша сила |
|
в единстве" мы непобедимы" жив человек" |
Слайд 10
Физминутка
Я, ты, он, она
– Вам нужно представить рассказ о данном герое.
– На столах лежит информация через 8 минут нужно рассказать о герое и его подвиге.
Работа в группах
Слайд 11
1 группа
Дмитрий Пожарский – потомок древнего рода, уходящий своими корнями к основателю Москвы, Юрию Долгорукому.
Родился будущий освободитель Москвы 1 ноября 1578 года в имении своей матери, данной ей в качестве приданого. Кроме Дмитрия, у его отца было еще трое детей.
Когда умирает отец Дмитрия, семья Пожарских перебирается в свой дом в Москве. Маленькому Дмитрию было тогда 10 лет.
20 августа 1612 народное ополчение, возглавляемое Дмитрием Пожарским, подошло к Москве. В течение четырех дней шли ожесточенные бои с польскими и литовскими войсками. 24 августа они были полностью разбиты.
После изгнания врагов с русской земли, по предложению князя Пожарского, новым царем был избран последний из потомков Рюрика – Михаил Федорович Романов. После этого Пожарский проложил службу при дворе до самой своей смерти в 1642 году
2 группа
(полное имя — Кузьма Минич [Минин сын] Захарьев Сухорукий) — славный деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, продавец мяса и рыбы, служивший в молодости в ополчении Алябьева и Репнина, земский староста и начальник судных дел у посадных людей; был в Нижнем Новгороде "излюбленным человеком" за честность и "мудрый смысл".
Однажды, в 1611 году, от патриарха Гергемона из Троицкой лавры пришла грамота в Нижний Новгород, на обсуждение которой собралось все духовенство и старшие городские чины, среди которых оказался местный земский староста Кузьма Минин. Он был среднего достатка человек и мясник по ремеслу. Протопоп Савва стал просить народ встать на защиту веры, но убедительнее всего прозвучала речь Минина. Затем он при поддержке войск воеводы Пожарского оценил все имущество нижегородского населения, и по его совету было решено отдавать третью часть (некоторым пятую) имущества на поддержку ополчения. У не желавших платить конфисковалось все имущество, а сами они отдавались в холопы.
К нижегородцам вскоре присоединились и другие города, которые получили грамоту от Минина. И вот в 1612 году в Ярославле собралось огромное ополчение, которое возглавили Кузьма Минин и Пожарский. В августе гетман Ходкевич был побежден, а в октябре поляки были выгнаны из Москвы. 12 июля 1613 г., после вступления на престол царя Михаила Федоровича, Кузьма Минин получил чин думного дворянина и вотчину. С тех пор тот заседал в думе, пользуясь доверием у царя, жил во дворце. Ему вместе с боярами в 1615 году было поручено оберегать Москву от врагов, когда царь отбыл в Сергиев монастырь.
3 группа
– Иван Сусанин
После смерти Ивана Грозного, началось в России время великой смуты. Голод, нашествие поляков, самозванцы на русском престоле. Все шло к тому, что русский народ потеряет свою государственность. Но народ храбро отстаивал свою Землю.
Ополчению Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского удалось выбить ляхов из Москвы, освободить русскую Землю от интервентов. Было это осенью 1612 года.
После тех событий, поляки все равно не оставляли надежд посадить своего человека на русский престол. Польские отряды еще долго бродили по русской земле. Стало понятно на всеобщем Земском Соборе, что новым царем станет боярин Михаил Романов. Поляки это прознали и решили разыскать будущего царя.
Царь в это время находился в Домнине – вотчине матери. Поляки направились к селу. Местность та болотистая, а кругом ополченцы. Что делать? Поляки брали местных жителей и, угрожая расправой заставляли их указывать им дорогу.
Одним из «проводников» стал Иван Сусанин. Он долго вел поляков через леса и глухие тропы, в итоге отряд вышел к Исуповскому болоту. Провожатый погубил себя и поляков. Он положил свою жизнь, за Родину, за Царя и за Веру. Иван понимал, что если Михаила Романова убьют, наступит на Руси новая смута. Ценой своей жизни, он спас тысячи других жизней своих соотечественников.
Слайд 12
– Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов поляки сдались и вышли из Кремля. Произошло это 4 ноября 1612 года.
– Народ России празднует День народного единства не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник. Ведь мы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве».
Слайд 13
– В каком городе стоит памятник героям?
Слайд 14
(Чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны, установили в Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому)
Слайд 15
В Нижнем Новгороде стоит памятник Кузьме Минину.
Слайд 16
В Костроме И.Сусанину
Слайд 17
На месте гибели И.Сусанина стоит камень в с. Домнино
Слайд 18
– Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА – дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.
– Если вы были внимательными как ваши группы были поделены?
– Если соединить эти цвета что получим?
– Что означают цвета российского флага?
Слайд 19
– Соединение трех цветов на флаге говорит о единстве народов.
На слайде вылетают буквы: единство.
(еще одна «державная» трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских народов: белый — цвет Белой Руси (Белоруссии), синий — Малороссии (Украины), красный — Великороссии)
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Слайд 20
– О каком празднике мы говорили?
– Почему он отмечается 4 ноября?
– Кто предводители?
– Где установлен памятник героям?
– Какие подвиги совершили Вы?
– Может кто то стихи пишет? Расскажите?
Рефлексия: Дерево и ладошки
Слайд 21
Зеленые – вы считаете что это праздник нужен, важен
Желтые – не знаете, сомневаетесь
Белые – безразличие
На этой доброй ноте мы завершим наш урок. Хочу поблагодарить всех за активную работу. Я надеюсь, что теперь этот праздник станет вам более понятным и, возможно, для кого– то из вас он вскоре станет родным праздником.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.